Московские центральные диаметры (МЦД) собираются продлить в Калужскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую области, заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Он отметил, что это «единый транспортный узел, который будет развиваться». Зачем власти Москвы расширяют МЦД и как это повлияет на транспортное сообщение столицы и регионов, читайте в материале «ФедералПресс».
Что случилось
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что Московские центральные диаметры (МЦД) будут продлены в четыре региона РФ – в Калужскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую области. Это заявление градоначальник сделал в рамках Российской энергетической недели в ходе панельной дискуссии «Энергия мегаполиса: как создать комфортную городскую среду для каждого человека».
«Мы построили четыре МЦД, и теперь они будут продлеваться уже ближайшие регионы: Калужскую область, Смоленскую, Тульскую, Ярославскую область. Это единый центральный транспортный узел, который будет развиваться», – сказал Собянин.
Продление Московских центральных диаметров ранее анонсировал президент России Владимир Путин. По его словам, линии наземного метро будут проложены до Калуги, Тулы и других крупных городов, которые окружают столицу.
Как открывали МЦД и что будет дальше
Первые линии столичного наземного метро были открыты в ноября 2019 года – от Одинцова до Лобни и от Нахабина до Подольска. Третий диаметр, от Зеленограда до Раменского, запустили в августе 2023 года, а четвертый, от Апрелевки до Железнодорожного, – 9 сентября. В 2025–2026 году также планируется открыть МЦД-5 – от Пушкина до Домодедова.
В планах – развитие маршрута «Курско-Рижского» МЦД-2 и «Калужско-Нижегородского МЦД-4. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, правительство России, РЖД и власти Москвы прорабатывают проект продления МЦД до 11 регионов Центрального транспортного узла.
«Сегодня мы видим, что есть потребность в продлении МЦД до всех крупных региональных столиц. Москвой совместно с РЖД и правительством ведется проработка дальнейшего продления до 11 городов этих железнодорожных маршрутов», – заявил Хуснуллин журналистам 29 марта 2024 года.
Мнение эксперта
Аттрактор рабочей силы
Социолог, эксперт ЭИСИ Виктор Потуремский отметил, что развитие транспортной инфраструктуры является одним из основных успехов городской власти и мэра Москвы Сергея Собянина.
«Инфраструктурные проекты, прежде всего связанные с развитием транспортной сети, фиксируются в наших опросах как важный фактор, влияющий на качество жизни людей», – подчеркнул директор по политическому анализу Института социального маркетинга. По его словам, такие инициативы делают Москву более современным и технологичным городом, что, в свою очередь, положительно сказывается на жизни жителей.
Эксперт также отметил, что если инфраструктурные проекты выйдут за пределы столицы, это будет иметь большое значение для соседних регионов. «Мы уже видели, как метро и другие транспортные решения пришли в Московскую область, и это получило высокую оценку со стороны населения», – добавил он.
Потуремский указал на то, что Москва является мощным аттрактором рабочей силы. «Многие жители ближайших регионов работают в Москве, но проживают в малых городах, которые могут быть более удобны для семей с детьми», – отметил он. Это подтверждается данными фокус-групп, где участники говорили о том, что работа в столице позволяет им обеспечивать лучшие условия для своих семей.
«Современная транспортная связанность создаст новые экономические модели, которые будут востребованы населением», – заключил Потуремский. Он уверен, что такие изменения положительно скажутся на качестве жизни и оценке работы властей в указанных регионах.
На уровень выше
Эксперт по транспортным вопросам Межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин отметил, что расширение московских диаметров может привести к значительному улучшению уровня сервиса.
«МЦД предполагает более высокий уровень сервиса по сравнению с теми поездами, которые сейчас работают на этих линиях», – подчеркнул эксперт. Он также отметил, что скорость поездов будет зависеть от расписания, которое будет установлено. «Говорить о том, что скорость будет выше, пока рано, так как конкретной информации об этом нет», – добавил Валдин.
Тем не менее сама концепция МЦД предполагает, что электричек будет больше и ходить они будут чаще. «Важно, чтобы поезда ходили не раз в три часа, а, например, раз в полчаса или час, чтобы обеспечить четкое и удобное расписание и комфортное время в пути», – сказал он. Это, по его мнению, будет способствовать созданию более комфортных условий для пассажиров.
По его словам, жители указанных регионов смогут добираться до Москвы на поездах более высокого качества, что, безусловно, улучшит их транспортное сообщение. «Сейчас, например, можно доехать до Рязани на рязанском экспрессе, и, возможно, аналогичные поезда будут запущены и на новых маршрутах», – отметил собеседник «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева