Власти Москвы продолжают реализацию проекта по комплексному развитию бывших промышленных территорий и неэффективно используемых участков. На заброшенных участках после масштабных планировочных и строительных работ появляется новое жилье, инфраструктура, современные производства и общественные пространства. Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий, читайте в нашем материале.
Активная реорганизация
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о процессе реорганизации неэффективно используемых территорий в столице. В своем телеграм-канале глава города отчитался о реновации бывших промзон «Силикатные улицы» и «Воронцово».
«Неэффективно используемые территории становятся комфортными городскими пространствами для жизни, работы и отдыха. Одна из них – бывшая промзона «Силикатные улицы». Она расположена в районе Хорошево-Мневники и входит в территорию проекта «Большой Сити», – написал Собянин.
По его словам, в Хорошево-Мневниках до 2035 года появится больше двух миллионов квадратных метров новой недвижимости, в том числе жилья, социальных и деловых объектов. В «Воронцово» к 2035 году планируется возвести миллион квадратных метров площади.
Трансформация депрессивных территорий площадью более 3,1 тысячи гектаров может принести столичной экономике более 763 тысяч рабочих мест, а бюджетный эффект в ходе реализации всех проектов достигнет пять триллионов рублей. В настоящее время на этапе проработки и реализации находится 236 проектов.
Комплексное развитие территорий
Бывшие промышленные территории обладают значительным градостроительным потенциалом – зачастую они расположены в центре города или в непосредственной близости от него и являются резервом для создания новых общественных пространств, жилых зон, деловых центров и промышленных кластеров. Объекты промышленности обычно располагаются в районах с хорошей транспортной доступностью.
Комплексное развитие территорий позволяет обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие города в целом, говорится на инвестиционном портале правительства Москвы. Редевелопмент создает условия для модернизации инфраструктуры мегаполиса и его благоустройства, повышает эффективность использования территорий, формирует комфортную городскую среду и увеличивает количество мест приложения труда. КРТ может инициироваться как по инициативе правообладателя территории, так и по инициативе правительства.
Мнение эксперта
Воздух станет чище
Председатель Московского архитектурного общества, профессор Московского архитектурного института и руководитель архитектурной студии ub.design Борис Уборевич-Боровский отметил, что город претерпевает значительные изменения, и это связано с его развитием. «Москва меняется, и ее структура также трансформируется. Ранее здесь находились крупные промышленные предприятия, такие как заводы «ЗИЛ» и «Москвич», которые появились еще в конце XIX века. С распадом Советского Союза и изменением экономической ситуации эти территории стали менее актуальными», – сказал он. К примеру, произошли изменения как в стоимости земли, так и в самой концепции города.
Уборевич-Боровский подчеркнул, что уход промышленных предприятий из столицы положительно сказывается на экологии. «С уходом промышленности воздух стал чище, и это, безусловно, положительный момент для москвичей», – добавил он. Однако архитектор также отметил, что промышленные зоны часто представляют собой загрязненные территории, и их реорганизация требует значительных усилий. «Вспоминаю, как в 90-х годах, поднимаясь на Останкинскую башню, я видел вокруг огромные промзоны, которые выглядели буквально как свалки. Это было ужасно. Поэтому, если город активно занимается реорганизацией таких территорий, это, безусловно, благо», – отметил собеседник «ФедералПресс».
…а людей – больше
Тем не менее архитектор выразил опасения по поводу однобокого подхода к развитию новых жилых кварталов. «Инвесторы стремятся максимизировать прибыль, и это часто приводит к тому, что строится только жилье. Новые квартиры – это хорошо, но город не может развиваться только в этом направлении. Необходимо создавать рабочие места и инфраструктуру, включая школы, больницы и парки», – подчеркнул Уборевич-Боровский.
Он также отметил, что такая однобокая застройка может привести к негативным последствиям. «Если мы будем превращать промышленные зоны исключительно в жилые кварталы, это может вызвать перегрузку транспортной инфраструктуры. Город не готов к такому резкому увеличению населения в этих районах, и это создаст дополнительные проблемы для жителей», – добавил он.
Важно, чтобы вместе с жилыми комплексами развивались и коммерческие зоны, а также социальная инфраструктура, указал эксперт. «Если не будет создана необходимая инфраструктура, это может привести к нехватке социальных услуг и удобств», – заключил собеседник «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева