Недавно в деле бывшего художественного руководителя «Пятого театра» Никиты Гриншпуна, которое обсуждали на протяжении нескольких лет, была поставлена точка. Он признан виновным в получении взяток и растрате в особо крупных размерах. Суд вынес приговор – 5 лет колонии строго режима со штрафом в 8,5 миллиона рублей и с конфискацией суммы взятки – 4,2 миллиона рублей и возмещением еще полутора миллионов рублей родному театру.
Сейчас Никита Гриншпун продолжает отбывать срок. Обозреватель «ФедералПресс» встретился с прославленным худруком омского театра и поговорил о театре, новых постановках и о том, какой он представлял жизнь по другую сторону решетки.
Вознаграждение за постановки
Художественный руководитель омского «Пятого театра» Никита Гриншпун несколько лет назад стал фигурантом уголовных дел, детали которых несколько лет обсуждали в СМИ. Он был признан виновным по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере». В ходе разбирательств было установлено, что с 2016 по 2018 год Гриншпун заключал фиктивные договоры на оказание услуг художника по свету при постановке спектаклей. В итоге на несуществующего работника было потрачено 1,3 миллиона рублей, и тем самым театру был причинен ущерб в особо крупном размере.
По другому уголовному делу – «Хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенном лицом с использованием своего служенного положения, в особо крупном размере» Гриншпун устроил в театр свою близкую знакомую на должность менеджера по рекламе. Зарплату девушка получала, а фактически ни дня не работала. Своими действиями фигурант уголовного дела причинил театру материальный ущерб на сумму более 1,1 миллиона рублей.
Вину в совершении преступлений мужчина признал в полном объеме.
О театре и не только
После длительного процесса встречаемся с Никитой Гриншпуном в жилой зоне ИК-6, или, если говорить простым языком, в «шестерке». Начиная разговор, он не прячет лицо от камеры.
– Меня и так вся страна знает, – шутит бывший художественный руководитель.
– Вы в колонии давно? – начинаем разговор.
– С июля 2023 года, – уточняет Никита.
По словам бывшего художественного руководителя «Пятого театра», даже находясь за решеткой можно построить человеческие отношения. Жизнь здесь не замирает. Есть своя инфраструктура: храм, столовая, магазин, клуб, где проводятся различные мероприятия. Так, летом этого года в рамках ежегодного смотра-конкурса регионального УФСИН «День колонии» Никита Гришпун вместе с командой осужденных поставили спектакль по пьесе Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца».
– Мне было интересно. Во-первых, это сказка – всегда благодатная почва, во-вторых, люди, с которыми я работал во время подготовки к спектаклю, никакого отношения к театру не имеют, и нужен был смешной, озорной сюжет, который легко запомнить. В итоге угадали. Всем понравилось, – рассказывает бывший худрук.
Гриншпун вспоминает, что в театральной постановке участвовали те, кто хотел. Однако желающих было так много, что пришлось проводить «кастинг».
– Меня удивил осужденный, который сыграл в спектакле царя. На одной из наших репетиций он начал разговаривать как настоящий актер. Думаю, что он открыл в себе новый талант, о котором в обычной жизни даже не подозревал, – отметил бывший художественный руководитель.
Никита Гриншпун продолжает творить и выбирает материал для будущих постановок. Сейчас он работает над проектом – мастер-класс профессиональных артистов для осужденных. При этом какая именно будет постановка, Гриншпун решил пока не раскрывать.
– Раньше мне казалось это бредом, а после спектакля «Сказ про Федота – стрельца, удалого молодца» я понял, насколько это важно и необходимо. Это большая работа. На одну сцену выйдут профессиональные актеры из разных театров и осужденные, вместе что-то сыграют. Это довольно интересный эксперимент, который в обычной жизни мне бы не удалось воплотить, а здесь реально, – отмечает осужденный.
В исправительной колонии № 6 функционирует театральный кружок.
– По-мнению осужденных, состоящих в этом кружке, творчество помогает отвлечься им от серых будней и взглянуть на мир под другим углом – интересным, познавательным, красочным и запоминающимся. Многие из них выражают надежду на то, что благодаря участию в творческих занятиях смогут вернуться к законопослушной жизни, – подчеркнул заместитель начальника исправительного учреждения Виталий Адлер.
В распоряжении осужденных ИК-6 также есть большая библиотека. Здесь есть классика, причем современная и зарубежная, советская литература, образовательные книги и фантастика. Бывший художественный руководитель «Пятого театра» предпочитает провести время за чтением классики.
– Недавно перечитал Льва Толстого «Война и мир», люблю читать Ивана Бунина. Есть желание поставить одно произведение, но пока об этом рано говорить, – заметил Гриншпун.
Колония меняет людей
Когда человек оказывается по ту сторону решетки, один из первых людей, с кем он встречается, – психолог. Это и понятно: стресс, изоляция. В колонии самосознание человека меняется.
– Я этого боялся, но как показала практика – это неизбежно. Буквально позавчера разговаривал со своим товарищем, и он мне сказал, что я изменился. Вероятно, с каждым годом, проведенным здесь, эти изменения будут все больше и больше, – считает Гриншпун.
По мнению экс-худрука «Пятого театра», творческий процесс помогает легче провести дни в колонии, но творчество меняет сознание человека лишь на время.
– Это как сходить на спектакль или прочитать книгу. Человек будет находиться под впечатлением лишь короткое время, а на утро – работа, домашние дела и обычная жизнь. Поэтому я считаю, что искусство кардинально не может изменить человека, но чудеса возможны, – считает Гриншпун.
Меня ждут домой
Прославленный режиссер и теперь уже бывший художественный руководитель «Пятого театра» Никита разговаривает с нами спокойно, уверенно и негромко. В нем чувствуется стержень, и кажется, его сложно вывести из себя:
– Сначала я вообще не подозревал, с чем столкнулся, а сейчас... Нет смысла кому-то что-то доказывать и рвать на себе волосы. Бессмысленно. На свободе есть друзья и близкие, которые ждут моего возвращения. Есть мама, которая уже не молода, но я надеюсь, что повезет и мы успеем увидеться.
У осужденных есть возможность выйти раньше срока по условно-досрочному освобождению.
– Находясь в колонии, я прикладываю всевозможные усилия для того, чтобы выйти отсюда как можно раньше, – говорит Гриншпун.
Никита признается, что, находясь по другую сторону решетки, представлял жизнь осужденных совсем иной:
– Все не так. Люди разные, но специфику надо учитывать. Это не дом отдыха. Здесь я узнал, что бывают преступления, о совершении которых я даже подумать не мог, но для такого учреждения это норма. Здесь отбывают наказание те, кто преступил закон. Если говорить о быте, то ничего шокирующего нет. Везде люди.
В ИК-6 бывший художественный руководитель театра уже успел обзавестись знакомыми, коллеги по театру не забывают. Гриншпун получает письма и от тех, с кем работал не только в Омске.
– Пишут артисты и режиссеры. Это очень поддерживает, и конечно, строю планы на будущее. Позавчера я получил письмо от художественного руководителя с предложением поставить спектакль в одном из московских театров. Мечта – работать, а желание – выйти отсюда, – резюмировал Гриншпун.
Фото: предоставлено УФСИН по Омской области