Преподаватели Красноярского края объединились, чтобы помочь детям, оказавшимся на линии фронта, восполнить пробелы в знаниях. К проведению уроков подключаются даже местные депутаты с педагогическим опытом. О том, как появился проект и кому уже успел помочь, – в материале «ФедералПресс».
Никаких пробелов
Красноярские преподаватели ведут дистанционные уроки для детей Донбасса и Курской области. Сегодня волонтерский проект «Репетиторы – детям Донбасса» объединяет около 100 педагогов со всей страны, и десятая часть из них – из Красноярского края. Координирует их работу депутат Ирина Субочева – педагог с большим опытом, а ныне депутат законодательного собрания. Сама она также делится знаниями с ребятами, оказавшимися на линии фронта.
Проект «Репетиторы – детям Донбасса» организовали две молодые девушки, жены дипломатов Анна Саплина-Силановицкая и Христина Нестоянова. Все началось с оказания помощи ребятам, пострадавшим от боевых действий. Сотрудничали с детским домом и Центром семьи – это такое учреждение, куда попадают дети как изъятые из семей, так и в связи с гибелью родителей и находиться здесь могут около года. В какой-то момент волонтеры поняли, что есть серьезная проблема – из-за сложной обстановки дети долгое время не посещали школу и имеют определенные пробелы в разных областях знаний. Для решения этого вопроса и был создан волонтерский проект, объединяющий педагогов со всей страны. Ирина Субочева не только сама присоединилась к этой инициативе, но и вышла на Красноярский государственный педагогический университет, на педагогические колледжи № 1 и 2 и нашла людей, неравнодушных к чужой беде.
«Наша задача – общаясь с ребенком найти пробелы в предметных знаниях и постараться за короткий срок сделать так, чтобы ребенок мог дальше осваивать образовательную программу. Я очень рада, что проект объединил неравнодушных людей. Сама я член «Единой России», но среди нас есть представители разных общественных организаций – важно, что мы делаем общее большое дело», – поделилась она.
Незабываемый опыт
Когда-то Ирина Субочева была школьным учителем физики, с 1991 года преподавала в Калужской области, а затем в Норильске. В 2006 году она перешла на административную работу – специалистом отдела общего образования Управления общего и дошкольного образования администрации Норильска, но до 2009 года еще продолжала преподавать по субботам. В 2021 году избралась в региональный парламент по спискам «Единой России» и стала здесь заместителем председателя комитета по образованию и культуре. Теперь ей пришлось вспомнить все педагогические навыки и вновь начать учить детей физике – на этот раз дистанционно.
«Ведение уроков – это как езда на велосипеде. Ты можешь долго этим не заниматься, но когда снова садишься за педали, довольно быстро вспоминаешь, как это делается. Я бы не взялась, например, готовить детей к ЕГЭ, но базовые вещи рассказать несложно, ведь физика за это время принципиально не изменилась», – поделилась она.
Субочева признается, вести уроки онлайн для нее не всегда привычно. Есть постоянное желание повернуться к доске и что-то написать, протянуть руку.
«И надо понимать, что дети не сильные, хочется все же связывать материал с жизнью, обычными бытовыми предметами, и тогда восприятие у ребенка идет гораздо проще», – добавила она.
Познакомились лично
За время проекта у Ирины Субочевой было три ученика. Двоих из них уже забрали в семьи, осталась одна девушка, которая недавно перешла в 8-й класс. В среднем с ней походит 2–3 онлайн-занятия в неделю – и этом с учетом, что депутатские обязанности заставляют педагога нередко бывать в командировках или переживать периоды плотного графика на работе. Чуть более удобным преподавание делает 4-часовая разница во времени, поэтому уроки можно проводить, например, в 20:00, когда на Донбассе еще день.
Впрочем, однажды Субочевой удалось встретить со своей ученицей – во время своего визита в луганский Свердловск.
«У нее есть творческие наклонности к рисованию, и я привозила в подарок краски и холсты. Поэтому занятия перешли на другой, более теплый уровень. До встречи была неплохо налажена коммуникация, но тут уже стала другой, еще крепче», – рассказала Субочева.
Новая география
Красноярские волонтеры-педагоги также дистанционно работают с ребятами из Луганска, Алчевска, Свердловска и Макеевки.
«Я не строю иллюзий относительно каких-то прорывов. Дети разные, и мотивация к обучению у них различается. Мы идем малыми шагами. Но могу особо выделить двух наших волонтеров – девчонок из педуниверситета, которые серьезно отдаются проекту, и это дорогого стоит. И я вижу свою миссию, чтобы в проект было вовлечено как можно больше учителей», – рассказывает депутат.
Недавно география работы еще более расширилась. После начала боевых действий на территории Курской области местная Дичнянская школа перешла на дистанционное обучение, и местным детям тоже потребовалась помощь волонтеров. В этот раз на призыв о помощи откликнулся коллектив красноярской гимназии «Универс». На ее педагогов пришлась очень ответственная миссия – помочь ребятам в подготовке к ЕГЭ.
«Я считаю, что это в целом нормально и правильно, когда люди хотят быть полезны и помогать стране, нашим детям. Конечно, мы и так собираем деньги, посылки. Но в то же время лично быть причастными и иметь возможность использовать свои знания и опыт в профессиональной сфере – это приносит огромное внутреннее удовольствие. Как педагог, я никогда не перестану любить школу и детей. И очень рада, что есть студенты, которые в этот процесс включаются. И такое объединение сообщества всей страны меня по-человечески греет, заряжает, мотивирует», – резюмировала она.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Ольга Юшкова