Томскую область традиционно называют студенческой столицей Сибири. Сюда по-прежнему приезжают учиться молодые люди со всех концов страны и соседних государств. О том, что делают в регионе для сохранения и развития высокого качества обучения, как построена система профориентации и что делается для преодоления кадрового голода, в интервью «ФедералПресс» рассказала заместитель губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева.
Учится каждый третий
Что сегодня представляет собой система общего и профессионального образования в Томской области?
— В систему общего и профессионального образования входят 300 школ, 32 колледжа и техникума и 9 филиалов учреждений СПО. На сегодняшний день в организациях обучаются более 270 тысяч дошкольников, школьников и студентов СПО. А если включить студентов вузов в это число, то получается, что каждый третий житель области носит статус учащегося. В 2024 году в школы пришли учиться более 14,4 тысячи первоклассников – рекордное количество за последние двадцать лет. Наблюдается увеличение числа школьников и сокращение численности дошкольников.
Отмечу, что в области большое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка. Система дополнительного образования постоянно развивается в детских садах и школах, в учреждениях допобразования. На территории региона созданы и работают центры цифрового образования детей, Детский технопарк «Кванториум» и его выездная лаборатория – «Мобильный кванториум», открыты два школьных «Кванториума» в Томске и Северске. Для выявления и поддержки талантливых ребят интересные программы реализует областной центр «Пульсар», созданный по модели Сириуса. Широкий спектр предложений для школьников предоставляют томские университеты.
Сфера профессионального образования Томской области тоже динамично изменяется. Областная программа обновления материально-технической базы колледжей и техникумов охватывает все большее число образовательных учреждений и их филиалов, ежегодно открываем хорошо оснащенные новые мастерские в партнерстве с промышленными предприятиями, так, чтобы учебное место в колледже было максимально приближено к реальному рабочему месту на производстве. В программах увеличено количество часов на производственную практику, практические занятия в учебном плане.
В этом учебном году более 10 тысяч первокурсников пришли в колледжи и техникумы региона. Всего в системе СПО обучается почти 30 тысяч студентов. Примерно 65% школьников по окончании девятого класса приходят в профессиональные колледжи и техникумы. Система среднего профессионального образования стремительно развивается благодаря выстаиваемой регионом связке с промышленными партнерами и измененными алгоритмами формирования прогнозной потребности в среднесрочной перспективе, контрольных цифр приема, когда интегратором заказа для учебных заведений со стороны промышленных партнеров выступает региональная власть.
Томская область с 2022 года является активным участником федерального проекта «Профессионалитет». Реализация проекта позволила увеличить инвестиционную привлекательность среднего профессионального образования, укрепить партнерские отношения с промышленными предприятиями, повысить уровень трудоустройства студентов.
Томская область участвует в национальных проектах и федеральных программах модернизации, которые открывают широкие возможности для дальнейшего развития системы образования в России.
Модернизация повсюду
Каков уровень технического оснащения школах Томской области? Какие средства были направлены на это из регионального и федерального бюджета?
— В рамках регионального проекта «Современная школа» в 2019–2024 годах открыто 66 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» и 60 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В первую очередь такие центры оборудованы в сельских школах. Во всех школах, участвующих в проекте, проведен ремонт кабинетов, поставлено базовое и дополнительное компьютерное и учебно-лабораторное оборудование. В рамках стандартного комплекта в эти центры закуплено современное аналоговое и цифровое оборудование: ноутбуки, МФУ, цифровые микроскопы, наборы по робототехнике, цифровые лаборатории по физике, химии, биологии, экологии.
За последние годы по федеральному проекту обновлена материально-техническая база в 9 учреждениях-участниках федерального проекта «Доброшкола», где ведется учебный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школы закуплено и установлено оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения; оборудование учебных кабинетов и мастерских по профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Агропромышленный комплекс», «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «Гончарное дело», «Картонажно-переплетное дело», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Робототехника».
В рамках реализации национального проекта цифровые лаборатории были созданы в 301 образовательной организации. Лаборатории оснащены мобильными классами ноутбуков, интерактивными досками и многофункциональными устройствами для учебных занятий.
В 2024 году в 19 школах региона открыты специализированные классы, в которых школьники получают навыки управления беспилотными летательными аппаратами, осваивают их конструирование и техническую эксплуатацию. По федеральному проекту «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» на оборудование специализированных классов для 19 школ Томской области выделено 244,8 миллиона рублей и еще более 70 миллионов рублей для колледжа.
На федеральные средства закуплено оборудование для больших и малых полетных зон, ремонтных станций, зон 3D-печати и учебных кабинетов, оснащенных компьютерами, обучающими квадрокоптерами, специализированными шлемами для работы с БПЛА.
Профориентация с детства
Томск традиционно называют городом студентов, значительную часть которых составляют студенты колледжей и техникумов. Как Вы оцениваете современный уровень профобразования в регионе, соответствует ли он запросам работодателей?
— Как я уже отметила, около 65% выпускников девятых классов в Томской области поступают в колледжи. Такому высокому спросу способствует системная работа колледжей и работодателей, единая модель профессиональной ориентации в школах, которую мы реализуем в регионе. Это профориентационный минимум.
По итогам 2023 года в федеральном проекте по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов «Билет в будущее» приняли участие более 14,6 тысяч юных томичей. В течение года ребята проходили профессиональную диагностику, посещали мастер-классы и экскурсии на ключевые промышленные предприятия реального сектора экономики. Такие подходы помогают ребятам осознано подойти к выбору профессии. Всё большую популярность среди школьников и их родителей приобретает региональный проект «Технопредки», частью которого является промышленный туризм. В рамках проекта каждый школьник вместе с родителями не только знакомится с современными технологиями, профессиями, но и пробует свои силы в освоении новых навыков.
В Томской области мы развиваем отраслевую модель подготовки квалифицированных кадров для экономики региона. Сегодня в регионе есть 10 кластеров по 204 направлениям в 33 колледжах и техникумах. Каждое направление является востребованным в регионе, имеет реальный спрос на рынке труда. Кластерная политика реализуется в Томской области уже несколько лет.
Согласно стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, работодатели играют ключевую роль в подготовке будущих специалистов для своих производств. В этой системе работодатели включаются в образовательный процесс, принимают участие в программах наставничества, организуют практику для студентов на площадках своих производств, являются экспертами чемпионата «Профессионалы» и членами экзаменационных комиссий.
Центр притяжения
Ранее обучающиеся Томской области активно участвовали в программах студенческого обмена. Сохранились ли похожие программы сегодня, в период санкций, и в какие страны студенты еще могут поехать в рамках подобных программ? Сколько студентов выезжало в другие страны из региона и сколько иностранных студентов приняла Томская область?
— Если говорить в целом про образование в регионе, то в Томской области обучаются представители 97 стран мира и 86 регионов нашей страны. Большая часть иностранных студентов, конечно, в университетах. Однако в последние годы интерес к среднему профессиональному образованию растет не только в нашей стране, но и во всем мире. Томская область активно участвует в международных проектах по подготовке кадров. Одним из примеров такого сотрудничества стала программа совместной практики студентов Томского аграрного колледжа с НКО «Сельское хозяйство и экологическое равновесие с Восточной Европой (Союз LOGO e.V.)». Проект был реализован несколько лет назад при поддержке Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии. В рамках программы студенты колледжа проходили практику на сельскохозяйственных предприятиях в Германии, а немецкие студенты – в Томской области. Этот опыт организации, логистики, образовательных программ обмена структурирован в единую программу, которая легко адаптируется под любую отрасль и любую партнерскую организацию.
В настоящее время в томских колледжах и техникумах обучается более 200 человек из стран СНГ. И система профессионального образования готова принять на обучение иностранных граждан по востребованным направлениям: медицина, ИТ, педагогика, образование, нефтегазовая отрасль, сельское и лесное хозяйство, водный транспорт.
Мы идем дальше, прорабатываем возможность реализации программ обмена и программ двойных дипломов. Буквально неделю назад делегация директоров школ и колледжей области вернулась из Казахстана. Совместные программы сотрудничества в развитии общего и среднего профессионального образования, культуры и в молодежной политике – ключевые вопросы таких встреч. И речь не только про совместные проекты и программы обмена студентов. Мы включаем вопросы обновления и эффективного использования материально-технической базы, образовательных программ, подготовку кадрового состава техникумов и их профессиональное развитие.
Как преодолеть дефицит кадров
Как обстоят дела с кадрами в области образования? Присутствует ли кадровый дефицит? Какие меры предприняты для популяризации специальности педагога? Какие меры предприняты и еще планируются для повышения престижа профессии педагога и улучшения условий его труда?
— Конечно, кадровый дефицит присутствует. В этом году мы изменили систему подготовки педагогических кадров в регионе, в которую активно включились Томский государственный педагогический колледж и Томский государственный педагогический университет. Главным в этой системе стали ранняя профессиональная ориентация, целевое обучение, возможность получить второй «педагогический» диплом для студентов других специальностей.
Мы проводим адресную работу с выпускниками университетов и учреждений профессионального образования – с теми, кто хочет стать учителем. Мы организуем для них встречи с потенциальными работодателями, приглашаем их на будущее место работы, в районные управления образования, проводим конкурсы профессионального мастертства. Педагогические кадры сегодня очень востребованы, и мы прилагаем большие усилия, чтобы выпускники томских педагогических учебных заведений приходили работать в школы Томской области.
В целях привлечения и закрепления в образовательные организации педагогических кадров, в том числе молодых специалистов, в регионе действуют и развиваются меры материального и социального стимулирования. Отмечу, что состав педагогических кадров обновляется. За последние пару лет мы видим рост числа молодых педагогов, их доля уже доходит до 30%. При этом доля педагогов старше 60 лет сокращается, сейчас составляет около 12%.
Хорошим федеральным проектом, в котором участвует регион, является «Земский учитель». Он реализуется в Томской области с 2020 года. В 2023 году по этой программе в школы нашего региона трудоустроились 45 учителей, все они получили выплату в размере 1 миллиона рублей. В 2024 году мы трудоустраиваем в школы Томской области еще 12 педагогов.
Часто звучит информация о дефиците учителей физики. На самом деле наибольшая потребность в учителях русского языка и литературы, иностранного языка, начальных классов и математики. Ввели с этого года программы двойных дипломов в педагогическом колледже, изменили подход формирования заказа на целевое обучение со стороны муниципальных районов в университет и в колледж, чтобы ребята по окончании возвращались преподавать в свои школы.
Я не перестану повторять, что самый эффективный способ пополнения и развития педагогического коллектива любой школы – выращивание из числа своих выпускников. Для этого увеличили в три раза контрольные цифры приема в Томский государственный педагогический университет, ввели программу двойных дипломов в педагогическом колледже, развиваем идею психолого-педагогических классов в школе. В основном по распределенному признаку через внеурочную деятельность и дополнительное образование. Это помогает нам привлекать в учителя разных предметов выпускников школ.
С этого года изменили систему работы с управленческими кадрами. Теперь единый кадровый резерв отбора и подготовки будущих директоров школ проводит областной Департамент образования. В рамках сотрудничества с Всероссийской платформой «Россия – страна возможностей» проводим диагностику профессиональных и надпрофессиональных навыков и компетенций будущих руководителей, с индивидуальными рекомендациями по развитию. Сейчас 149 кандидатов участвуют в проекте. К обучению привлекаем лучшие управленческие практики.
Впервые организовали системную программу по обучению современным механизмам финансово-хозяйственной деятельности руководителей общеобразовательных и спортивных школ, руководителей муниципальных управлений образования совместно с Департаментом финансов при поддержке Министерства финансов РФ. Почти двести руководителей пройдут обучение в этом учебном году.
В настоящее время ведем работу по созданию единого регионального Центра психолого-педагогического и медицинского сопровождения и формирование единой психолого-педагогической комиссии региона. Мы идем по пути централизации отдельных функций образования, где требуется единство подходов, реализация системных решений, в постоянной взаимосвязи всех со всеми, посредством регулярного информирования через сми, чаты, собрания. Школа всегда была достаточно замкнутым и консервативным институтом.
Пришло другое время –информационной открытости, постоянного взаимодействия, контакта, диалога. Ввели формы обратной связи на всех уровнях образования, обобщаем сигналы и работаем по каждому. Призываем к информационной открытости руководителей, педагогов. Быть в информационном контакте с детьми и родителями – это реальная необходимость. Слишком много недостоверной информации, мошеннических схем, манипуляций. И они распространяются не только на взрослых, но и на детей. А сколько формируется претензий и негатива вокруг образования! Поэтому важно всем участникам образовательных отношений быть на связи, постоянно повышать цифровую грамотность и культуру, рассказывать об образовании все то хорошее, что каждый день происходит в школе.
Как помог нацпроект
Томская область входит в число активных участников нацпроекта «Образование». Какие проекты были благодаря этому реализованы, чего удалось добиться? Удается ли соответствовать целевым показателям национального проекта?
— Участие в национальных проектах позволяет в первую очередь обновлять инфраструктуру организаций. На реализацию мероприятий президентского национального проекта «Образование» направлено более 10,4 миллиарда рублей. Многое я уже перечислила (и проект «Современная школа», и создание кванториумов, и «Доброшкола»).
Конечно развитие системы образования включает в себя развитие и обновление инфраструктуры. Реализация новых национальных проектов позволяет решать серьезные инфраструктурные проблемы: ремонт школьных зданий и зданий детских садов, общежитий профессиональных образовательных организаций.
Мы уже включились в федеральную программу модернизации систем образования региона. Задача на ближайшие пять лет – отремонтировать более ста учреждений. Сложная задача, но очень важная для региона, износ зданий велик, занятия в них могут становиться небезопасными для детей.
За время реализации нацпроекта в регионе построено 5 школ. В рамках проекта «Успех каждого ребенка» отремонтировано 7 спортивных залов, открыты 225 центров дополнительного образования в образовательных организациях региона, по проекту «Цифровая образовательная среда» оснащено 289 классов цифровой образовательной среды и открыты три IT-куба, отремонтированы и оборудованы 73 мастерских в 19 колледжах и техникумах для занятий по различным компетенциям и Центр опережающей профессиональной подготовки по проекту «Молодые профессионалы».
В этом году после капитального ремонта открыли школу, здание которой является объектом культурного наследия, ей более ста лет. Создать современное образовательное пространство в историческом здании с множеством ограничений, согласований – настоящее испытание на прочность. Сейчас в ремонте 26 учреждений образования. Во второй четверти в обновленные после ремонта четыре школы области вернутся ученики. Включились вместе со студентами и преподавателями ТГАСУ в проект «Школа мечты», студенты вместе со школьниками, их родителями и сотрудниками школы разрабатывают проект дизайна для учреждения, которое через год входит в ремонт. Наш проект признан одним из победителей. И опять же исторический объект – здание культурного наследия. А сформированные типовые альбомы решений для школ берутся за основу в других учреждениях.
Мы изменили систему взаимодействия со строителями, разработали по каждому объекту дневники и систему мониторинга, вовлекаем в этот мониторинг проведения ремонтных работ сотрудников и администрацию школы, родительскую общественность, сотрудников прокуратуры, ассоциацию строителей. Каждую неделю вместе со всеми главами муниципальных образований сверяем действия. Такая регулярная мониторинговая работа, разработка типовых решений для ремонта постепенно дает свои результаты.
Что будет дальше
Какие приоритеты и задачи в сфере образования на ближайшие 5–10 лет в Томской области Вы видите?
— На сегодняшний день система образования Томской области имеет высокий уровень доступности и качества. Важнейшая задача – интеграция всех уровней образования, от детского сада до университета, для максимального развития потенциала каждого ребенка и его реализации в экономике региона. Сложная фраза, но в ней заложены все основные смыслы. Добавлю еще один – безопасность.
Большой научный и образовательный потенциал региона ориентирован на совершенствование системы работы с подростками. Мы сейчас делаем акцент на подростковую школу. Задача – максимально помочь ребенку и его родителям сделать после 9-го класса правильный выбор траектории образования: в колледж или в 10-й класс школы, а что делать после окончания школы?
Вопрос формирования осознанного и ответственного выбора у школьников – один из важных, как и развитие навыков работы с информацией, формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к себе, своим близким, своему региону. Если раньше говорили, что воспитывает семья, школа и улица, то теперь к этому добавился слабоконтролируемый интернет. Поэтому навыки безопасного поведения в реальной и виртуальной среде необходимы каждому.
Все эти задачи невозможно решить без постоянного взаимодействия всех взрослых: учителей, представителей управления образования и родителей. Создали региональный совет родителей. Привлекаем и к разработке проектов развития школ, и к мониторингам текущих процессов.
У нас одна общая задача – развитие каждого ребенка, создание условий для реализации его потенциала.
Фото предоставлено пресс-службой администрации Томской области
Разговор с кабмином