Ключевая ставка Банка России не изменилась после того, как накануне президент России Владимир Путин во время прямой линии высказался о том, чтобы решение ЦБ в отношении нее было взвешенным и отвечало требованиям сегодняшнего дня. Сохранение ставки на уровне 21 % стало неожиданным для рынка, который готовился к ее повышению. Регулятор пообещал оценить целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом дальнейшей динамики кредитования и инфляции. Что об этом думают эксперты, узнал «ФедералПресс».
«В экономике сформировались жесткие денежно-кредитные условия, которые должны обеспечить замедление инфляции в ближайшие кварталы. С октябрьского заседания денежно-кредитные условия ужесточились даже сильнее, чем вытекало из изменения ключевой ставки. Это дополнительное ужесточение связано в том числе с реакцией банков на регуляторные меры Банка России. Как следствие, темпы роста кредитования в ноябре резко снизились. Нам требуется время, чтобы оценить устойчивость охлаждения кредитования и подстройку экономики к новым условиям. Поэтому мы взяли паузу в повышении ключевой ставки», – заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина по итогам заседания совета директоров ЦБ.
Накануне заседания Владимир Путин сказал, что Эльвира Набиуллина не сообщает ему, какой будет ключевая ставка: «Наверное, этого пока не знает».
В Госдуме и бизнес-сообществе неоднозначно реагировали на прогнозы, связанные с повышением ключевой ставки. Например, руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» в Государственной думе Сергей Миронов недавно заявлял, что «учетная ставка ЦБ «гробит» российскую экономику».
Сам Центробанк рассчитывает, что благодаря проводимой денежно-кредитной политике годовая инфляция снизится до 4 % в 2026 году.
Комментируя решение ЦБ о сохранении ключевой ставки, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая сказала, что сигнал Банка России из жесткого стал умеренно жестким, а баланс рисков для инфляции хоть и по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных, но все же его оценка немного смягчилась.
«Решение стало неожиданным для аналитиков. Сложившийся в последние пару недель консенсус-прогноз уверенно предполагал повышение ставки до 23 %, при этом были и прогнозы более сильного повышения – до 24–25 %. Мы считали основным вариантом повышение ставки до 23 % с умеренно жестким сигналом. Это было связано с ускорением инфляции к концу года (на 16 декабря накопленная инфляция превысила 9 %, при октябрьском консенсус-прогнозе ЦБ 8–8,5 % на конец года), повышением ценовых ожиданий предприятий и инфляционных ожиданий населения, ожидаемым эффектом переносом в цены ноябрьского ослабления рубля», – прокомментировала она.
В ФГ «Финам» видят объяснение изменившейся логике Центробанка.
«Глава регулятора Эльвира Набиуллина говорила о том, что повышение ключевой ставки не предопределено (что многие, и мы в том числе, недооценили с учетом текущих трендов по инфляции) и что переломной точкой может стать замедление роста кредитования, в том числе корпоративного (это произошло в ноябре). С учетом длительных временных лагов (3–6 кварталов) решения по монетарной политике ориентируются не на текущую ситуацию в экономике (которую она уже не может изменить), а на будущее, и эффект от повышений ключевой ставки с 16 % до 21 % во II полугодии 2024 года полностью отразится на экономике уже в будущем году, когда будет действовать и менее стимулирующая бюджетная политика, и дополнительные макропруденциальные меры ЦБ по ограничению кредитования. Чем выше уровень ключевой ставки, тем выше риск «пережать» с жесткостью ДКУ при дальнейшем повышении ключевой ставки. Бизнес обеспокоен, что ключевая ставка выше 20 % и еще более высокие ставки по новым рыночным кредитам могут привести к избыточному «переохлаждению» экономики или даже к рецессии. Реализация кредитных рисков вследствие ухудшения финансового положения заемщиков грозит и банкам. Эти риски ЦБ также, вероятно, учитывал», – отметила Ольга Беленькая.
Несмотря на нынешнее сохранение ставки, аналитики не исключают ее возможного дальнейшего повышения.
В преддверие заседания совета директоров ЦБ эффективность повышения ключевой ставки оценил экономист Александр Зобов.
Фото: из фотобанка Фонда Росконгресс photo.roscongress.org / Евгений Реутов