1 января 1966 года Камчатская область стала свидетелем одной из самых трагичных авиакатастроф в истории Дальнего Востока и СССР. Самолет Ил-14П авиакомпании «Аэрофлот» потерпел крушение, унеся жизни 23 человек. Спустя много лет причины катастрофы остаются туманными и загадочными: у командира было несколько реальных шансов посадить судно и спасти всех пассажиров, но самолет разлетелся на обломки, похоронив всех, кто был на борту.
Характеристики самолета
Ил-14П с регистрационным номером CCCP-61618 был выпущен в 1957 году. На момент происшествия он находился в эксплуатации уже почти десять лет, обслуживая рейсы 1-го Магаданского объединенного авиаотряда. За это время самолет совершил 11 356 взлетов и посадок, налетав 12 368 часов.
Экипаж – опытные профессионалы
На борту находились пять членов экипажа:
- командир воздушного судна Петр Юрчак,
- второй пилот Евгений Максимов,
- бортмеханик Владимир Деменок,
- штурман Валентин Шулев,
- бортрадист Олег Александров.
Эти специалисты отвечали за безопасность пассажиров, но коварные погодные условия и неисправности сыграли фатальную роль.
Хронология катастрофы
Рейс из Магадана в Петропавловск-Камчатский вылетел 1 января в 01:45 по московскому времени. На борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 3:47 мск на эшелоне 3600 метров экипаж доложил об отказе правого двигателя, а также о том, что зафлюгирован его воздушный винт. Через 15 минут самолет снизился до 3300 метров.
Диспетчеры предложили совершить посадку в ближайшем аэропорту Соболево, но состояние взлетно-посадочной полосы, покрытой неукатанным снегом, заставило командира экипажа принять решение продолжать полет до Петропавловска-Камчатского. Посадка в таких условиях была возможна только на «брюхо».
Самолет стал уклоняться от маршрута, теряя высоту: при минимально разрешенной в 3100 метров в том районе, самолет летел на эшелоне 2700 метров. Диспетчеры сказали экипажу садиться в аэропорту Усть-Большерецк, тоже на «брюхо». Но командир ВС снова принял решение продолжать полет.
Приближаясь к горе Юрчик, высота которой составляла 2059 метров, экипаж решил, что безопасный запас высоты (порядка 600 метров по приборам) будет достаточным. Однако сложные погодные условия – снегопад и турбулентность – стали причиной быстрого снижения. В 05:30 по московскому времени Ил-14П столкнулся с горой всего в 10 метрах от ее вершины. Самолет был полностью разрушен.
Задержка поисковых операций
Труднодоступная горная местность и плохие погодные условия затруднили поиски. Обломки были обнаружены только 4 января, спустя три дня после катастрофы, в 60 километрах от Петропавловска-Камчатского. К сожалению, никто из 23 человек на борту не выжил.
Причины трагедии
По результатам расследования, причинами катастрофы стали:
- отказ правого двигателя из-за разрушения головки цилиндра,
- ошибка экипажа, решившего продолжать полет в сложных погодных условиях над горной местностью, несмотря на неисправность.
Выводы и уроки
Катастрофа Ил-14П на Камчатке стала трагическим примером того, как технические неисправности, усугубленные ошибками в принятии решений, могут привести к фатальным последствиям. Этот случай подчеркнул необходимость ужесточения стандартов технического обслуживания самолетов и принятия более обоснованных решений в критических ситуациях.
К сожалению, это не единственная авиакатастрофа, которая произошла в СССР на Дальнем Востоке. В 1968 произошел взрыв на Ан-24Б, который пролетал над Якутией.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева