Генеральная прокуратура подала в суд на владельцев аэропорта «Домодедово». Она требует взыскать в пользу 100% долей организации «ДМЕ Холдинг», которая управляет воздушной гаванью. Опрошенные «ФедералПрессом» политологи считают, что в стране может произойти пераспределение экономических активов, а ситуация с воздушной гаванью тому подтверждение. «ФедералПресс» рассказывает с чем связаны претензии силовиков и кто управляет воздушной гаванью.
Что произошло
Генеральная прокуратура подала к операционным компаниям группы аэропорта «Домодедово», владельцу воздушной гавани бизнесмену Дмитрию Каменщику, а также главе наблюдательного совета аэропорта Валерию Когану иск. Он был зарегистрирован в Арбитражном суде Московской области 28 января. Первое заседание назначено на 28 февраля.
Надзорное ведомство требует, чтобы 100% акций компании «ДМЕ Холдинг», которая владеет группой операционных компаний аэропорта «Домодедово», были переданы государству. Силовики считают, что «Домодедово» находится под иностранным контролем, пишут «Ведомости». В рамках ходатайства Генпрокуратуры суд арестовал 100% долей в «ДМЕ Холдинг». Пока идет судебное разбирательство, сделки с ним запрещены.
Представители аэропорта заявили, что выскажутся после того, как ознакомятся с исковым заявлением подробно.
Кому принадлежит «Домодедово»: история вопроса
Аэропорт «Домодедово» был официально открыт 20 мая 1965 года. В 1978 года было создано Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА). В 1996 году на базе этого объединения появились три предприятия:
- ГУП «Администрация аэропорта Домодедово»;
- ОАО «Авиакомпания «Домодедовские линии»;
- «Аэросервис Домодедово».
Первая организация получила в ведение здания аэропорта, взлетно-посадочные полосы и оборудование. Это федеральное имущество не подлежало приватизации. Вторая организация была закрыта в 2009 году, а «Аэросервис Домодедово» в 90-е стал контролироваться компанией «Ист Лайн». Ее владельцами были уральские бизнесмены Антон Баков и Дмитрий Каменщик. Баков вскоре покинул бизнес и сосредоточился на политике.
В 1998 году структура под названием «Международный аэропорт Домодедово» (входящая в «Ист Лайн») получила от ГУП «Администрации аэропорта «Домодедово» имущество воздушной гавани (его нельзя приватизировать) в аренду на 75 лет. Генеральным агентом аэропорта (управляющим воздушной гаванью) стала организация «Ист Лайн Хэндинг». Все акции этой организации принадлежали компании FML Ltd.
Позже эта компания сменила название на DME Limited. Она была зарегистрирована в феврале 2001 года на острове Мэн. В 2012 году ее перерегистрировали в Республике Кипр. Основная деятельность компании – управление аэропортом «Домодедово».
Утверждается, что в период с 2002 по 2016 годы DME Limited («ДМЕ лимитед) принадлежала гражданам острова Мэн Джейн Элизабет Питерс и Шону Фергюссону. В 2016 году компания была приобретена фирмой «Аламо Лимитед».
Генпрокуратура утверждает, что Дмитрий Каменщик был конечным бенифициаром «Аламо Лимитед», а бизнесмен Валерий Коган осуществлял контроль над компаниями группы. При этом оба предпринимателя – резиденты иностранных государства: Каменщик – ОАЭ и Турции, а Коган – Израиля.
В иске указано, что контроль над аэропортом должен был быть установлен по решению правительственной комиссии, однако бизнесмены за ним не обращались. Силовики утверждают, что с 2016 года группа компаний по управлению аэропортом расширялась. В итоге в холдинг вошли 25 юридических лиц.
Генпрокуратура считает, что в 2024 году бизнесмены Каменщик и Коган обратились в ФАС для согласования сделок о передаче предприятий аэропорта в компанию «ДМЕ Холдинг» и «Аламо Холдинг». Утверждается, что обе компании учреждены Каменщиком, а в «Аламо Холдинг» его доля составляет 99%. В иске указано, что бизнесмены не раскрыли перед ФАС реальную структуру управления холдингом. Дело в том, что по закону иностранные инвесторы не могут осуществлять деятельность стратегического назначения, если специальная комиссия не дала им разрешение.
Мнение политологов
Политолог Павел Салин не исключает, что в России мог начаться большой передел собственности. «Истории с Домодедово, вокруг Роснано, Светофора – это все звенья одной цепи. Не факт, что инициаторы и бенефициары всех этих историй персонально одни и те же люди, но сюжетная линия одна и та же», – считает Салин.
По его словам, в рамках переконфигурации политической системы происходит перераспределение активов в экономике. Салин подчеркивает, что в последние 20 лет они принадлежали одним собственникам, а теперь могут перейти к другим. «Аэропорт Домодедово – самый капиталоемкий актив. Раньше его пытались изъять у владельцев: история с терактом в 2011 году, но тогда им удалось отстоять свои акты. Сейчас интересанты гораздо более серьезные», – считает Салин.
Политолог Константин Калачев также считает, что попытка уголовного дела, связанного с терактом в 2011 году, была неубедительной. «Сейчас же нашли существенный повод отобрать аэропорт», – полагает Калачев.
Напомним, что в 2011 году в воздушную гавань сумел проникнуть террорист, который устроил теракт. Тогда погибли 37 человек и были ранены почти 200. Уголовное дело было возбуждено против руководителей аэропорта. Их обвиняли в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Однако в 2016 году генпрокурор потребовал от СКР прекратить преследование коммерсантов. Уголовное дело было прекращено.
Говоря о нынешней ситуации с «Домодедово», Калачев назвал ее «нормальным переделом собственности». Он задался вопросом, как это отразится на инвестиционной привлекательности России, если, конечно, у аэропорта поменяются собственники.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Эксклюзивы «ФедералПресс»