Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Как выполняется поручение Путина о переходе на российское ПО и в чем проблемы

Искусственный интеллект
Среди проблем – недостаточная обеспеченность данными и кадрами для развития и использования ИИ во всех сферах

В Екатеринбурге прошло заседание круглого стола на тему «Искусственный интеллект во власти и бизнесе», который организовал медиахолдинг «ФедералПресс». Тема, поднятая в ходе дискуссий, выявила ключевые проблемы перехода на отечественный софт в России.

Национальная стратегия

В России ключевым документом, регулирующим политику по развитию искусственного интеллекта (ИИ) является Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года. Она была утверждена указом президента РФ от 10.10.2019 № 490, а в начале 2024-го в связи с новыми вызовами для российской экономики в нее были внесены изменения.

e3353f797dbb613498acf08f74b8a5af.jpg

Основными целевыми показателями в отрасли к 2030 году относительно 2022 года должны стать качественный и количественный рост использования технологий и услуг на рынке. В частности, совокупный ВВП за счет использования технологий ИИ должен вырасти до 11,2 трлн рублей накопленным итогом с 0,2 трлн рублей; ежегодный объем услуг по разработке и реализации решений в области ИИ – до 60 млрд рублей с 12 млрд рублей; совокупная максимальная мощность всех суперкомпьютеров с использованием технологий ИИ и оснащением графическими процессорами для обучения моделей ИИ – до 1 с 0,073 экзафлопса; объем затрат организаций на внедрение и использование технологий ИИ – до 850 млрд рублей в год со 123 млрд рублей. Кроме того, запланирован рост доли приоритетных отраслей экономики с высокой готовностью к внедрению ИИ до 95 % с 12 %; увеличение количества выпускников вузов с образованием в сфере ИИ – до 15,5 тыс. человек с 3 тыс. человек в год, а доли работников с навыками использования технологий ИИ в общей численности работников – до 80 % с 5 %. Уровень доверия граждан к технологиям ИИ по замыслу разработчиков документа должно повыситься до 80 % с 55 %.

a73b6e82a9f57584a1b999387fd78eba.jpg

Промежуточные результаты

Согласно презентации, подготовленной «ФедералПресс», по состоянию на начало 2024 года промежуточные результаты реализации Нацстратегии выглядели более или менее оптимистичными. На тот момент в стране было разработано свыше 100 образовательных программ для высшего образования по профилю ИИ. Квалификацию в области ИИ в 2022–2023 годах смогли повысить более 30 тыс. педагогических работников. За этот же период в программе проектного обучения школьников в области ИИ приняли участие свыше 40 тыс. учащихся, еще более 30 тыс. человек в 2021–2023 годах стали участниками конкурсов (хакатонов) по выполнению задач и поиску лучших решений в области ИИ.

На начало 2024 года в России функционировала 1 тыс. организаций, создающих инновационные решения в области ИИ благодаря господдержке: организации, разработавшие более 800 проектов в этой области, получили гранты на реализацию бизнес-модели, развитие продукта, прохождение акселерации. На базе ведущих отечественных образовательных организаций высшего образования и научных организаций (НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский университет ИТМО, Сколковский институт науки и технологий, Университет Иннополис, Институт системного программирования имени В. П. Иванникова Российской академии наук) было создано 6 исследовательских центров в области ИИ. В целом свыше 30 % организаций в разных отраслях экономики стали применять технологии ИИ для выполнения прикладных задач (камеры видеонаблюдения с технологией распознавания лиц для обеспечения правопорядка, технологии для заполнения медицинской документации голосом и др.). А 7 созданных российскими разработчиками суперкомпьютеров вошли в перечень 100 самых мощных в мире.

Впрочем, несмотря на такие, казалось бы, неплохие результаты, в России все еще остаются нерешенными многие задачи.

Ключевые тренды и проблемы

Согласно принятому указу президента РФ Владимира Путина от 30 марта 2022 года № 166, до 1 января 2025 года все субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) обязали полностью перейти на отечественные операционные системы, офисное ПО и базовые средства защиты. В июле 2024-го председатель правительства РФ Михаил Мишустин запретил госкорпорациям и госкомпаниям, а также их аффилированным юридическим лицам финансировать разработки для внутреннего использования общесистемного базового и прикладного ПО, отечественные аналоги которого есть на российском рынке.

Тогда мнения экспертов рынка, рассуждавших о сроках перехода организаций и компаний на российское ПО и оборудование, разделились. Гендиректор ООО «Слайдер Презентации» Григорий Попов считал, что установленные сроки вполне достижимы при соблюдении ряда условий, таких как своевременный анализ аналогов отечественных ПО, изучение их функциональности, а также возможностей интеграции с другими системами. Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин заявлял, что к назначенному сроку на отечественный софт успеют перейти только 15–20 % субъектов КИИ, а еще 10–15 % проведут импортозамещение позже. Главный инженер IT-проектов компании «Уралэнерготел» Владимир Маторин считал, что недостаточно только внедрения российского ПО без миграции на отечественные ОС. А глава Setere Group Олег Ивченков с ним соглашался: часто российское ПО не совместимо с отечественными ОС, и полный переход может растянуться на десятилетие.

В итоге с чем подошла ИТ-отрасль к 2025 году?

Согласно опросу Axsoft и SoftMall (более 600 респондентов), в госсекторе около 70 % организаций начали миграцию на отечественное ПО без сложностей, 29 % испытали трудности из-за несовместимости программ. В бизнес-секторе 44,7 % не спешат с переходом на отечественное ПО, 27 % ждут окончания срока лицензий установленных программ, 22 % скоро заместят импортный софт. Отечественные ИТ-услуги и продукты становятся более востребованными (+26 % к объему продаж за последние 5 лет). Рост зафиксирован как в сегментах b2b (бизнес для бизнеса) и b2g (бизнес для госструктур), так и в b2c (бизнес для рядового пользователя). Инвестиции в цифровые технологии за последние 4 года выросли более чем на 80 % до 4 трлн рублей, в развитие ИТ-инфраструктуры – на треть до 1,5 трлн рублей, на внедрение программных продуктов – в 2,5 раза.

Имеют место проблемы с переходом на отечественные программно-аппаратные решения. В этой связи специалисты отрасли советуют регуляторам проанализировать ситуацию, обобщить успешный и негативный опыт перехода, спланировать мероприятия по тиражированию лучших практик. Эксперты прогнозируют переход рынка от жесткой конкуренции к созданию технологических партнерств и альянсов.

Среди проблем – недостаточная обеспеченность данными и кадрами для развития и использования ИИ во всех сферах

Насколько готовы отрасли к внедрению ИИ?

Согласно исследованию Национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве РФ (НЦРИИ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения, в котором приняли участие более 5 тыс. организаций в 19 отраслях экономики и секторах соцсферы, готовность приоритетных сфер деятельности к внедрению ИИ находится на сравнительно низком уровне: интегральное значение индекса – на уровне 3,5 балла из 10 возможных в 2024 году, 3,7 балла – в 2023-м и 3,2 балла – в 2021-м.

Среди проблем назывались недостаточная обеспеченность данными и кадрами для развития и использования ИИ во всех сферах – 2,7 и 4,4 балла соответственно; а также невысокая осведомленность организаций о возможностях ИИ и финансовые ограничения.

С учетом финансовых ограничений предлагалось создавать готовые ИИ-продукты, использование которых требует меньших затрат, нежели их разработка силами самих организаций. При исследовании выяснилось: только 36 % организаций считают, что на рынке достаточно продуктов в области ИИ.

В целом уровень использования технологий ИИ российскими организациями составлял 43 % в 2024 году по сравнению с 20 % в 2021-м.

Лидерами среди отраслей экономики и секторов соцсферы по использованию технологий ИИ были сфера финансовых услуг, сектор информационно-коммуникационных технологий, высшее образование и топливно-энергетический комплекс. В них доля использующих ИИ организаций составляла 66 %.

В упомянутой выше Нацстратегии в числе ключевых вызовов и проблем отрасли на 2024 год назывались нехватка вычислительных мощностей, отечественных решений в области ИИ (программно-аппаратные комплексы и электронная компонентная база); дефицит высококвалифицированных специалистов и инновационных разработок в области ИИ; низкий уровень внедрения технологий ИИ в госуправлении; нехватка кадров для обеспечения массового внедрения технологий ИИ; недостаточное субсидирование организаций в сфере ИИ, дефицит частных инвестиций; нормативные барьеры для внедрения технологий ИИ в отдельных отраслях экономики (отсутствие методологической базы для обеспечения систем ИИ достоверными исходными данными); необходимость обеспечения безопасности при разработке и использовании технологий ИИ; необходимость обеспечения защиты персональных данных и иной информации ограниченного доступа, объектов интеллектуальных прав при создании и обучении моделей ИИ; ограничение доступа к технологиям ИИ в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны недружественных иностранных государств и введением ими односторонних ограничительных мер; дополнительные барьеры для развития международного сотрудничества в сфере ИИ.

Решение этих проблем зависит от желания и способности властей и участников рынка быстро ориентироваться и взаимодействовать друг с другом.

Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как искусственный интеллект меняет рынок труда в России.

Фото с сайта unsplash.com; изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.