В Совете Федерации озвучили условия, на которых западные автопроизводители могут вернуться в Россию. В их числе – совместная деятельность с отечественными предприятиями и снятие всех антироссийских санкций со стороны государств, к которым относятся автоконцерны. Пойдут ли мировые бренды на выполнение условий России и какие известные марки автомобилей могут вернуться на рынок РФ в будущем, читайте в материале «ФедералПресс».
На условиях России
Иностранным автобрендам при возвращении в Россию нужно готовиться к обязательствам, считают в Комитете Совета Федерации по экономической политике. Зарубежные автоконцерны, которые ушли из РФ в 2022 году, должны прислушаться к предложениям российской стороны, следует из письма руководителя комитета Андрея Кутепова на имя первого вице-премьера Дениса Мантурова. Главное условие – гарантии сохранения производства в России даже в случае повторного ухода с рынка.
Сенаторы предлагают организовывать работу иностранных компаний только в формате совместного предприятия с отечественными автоконцернами с правом управления российской стороной. Также все наработки, включая конструкторскую документацию, должны принадлежать совместному предприятию. «Новые старые» партнеры должны будут работать в условиях высокой локализации в рамках общих правил без льготных режимов и каких-либо исключений. Четвертое условие направлено на ослабление санкционного режима со стороны Запада – если зарубежная компания намерена возобновить производство в России, то любые санкции со стороны государства, к которому она относится, должны быть сняты.
Вернутся ли бренды
Дискуссия о возможном возвращении зарубежных автоконцернов в Россию обострилась на фоне возобновления прямых переговоров представителей РФ и США. Американский президент допустил вероятность ослабления антироссийских санкций, поэтому представители политических кругов и бизнеса начали строить оптимистичные планы на будущее.
Аналитики ждут возвращения таких автогигантов, как Kia, Toyota и Hyundai. Представители дилерских центров хотели бы видеть официальные поставки Mercedes, Audi, BMW, Mazda, Lexus и Skoda. Впрочем, на текущий момент ни один иностранный производитель автомобилей не выразил желания вернуться на российский рынок.
Мнение эксперта
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отметил, что вопрос о том, какие компании могут вернуться и в какие сроки, остается крайне сложным и требует внимательного анализа. Тем не менее очевидно, что для возвращения западных автобрендов необходимо политическое решение.
«На данный момент нет однозначного ответа на этот вопрос. Российский рынок, безусловно, важен для многих автопроизводителей, и хотя он не является самым приоритетным, он все же представляет собой значительную возможность для бизнеса. Однако некоторые компании уже ушли с рынка, а другие имеют возможность обратного выкупа своих предприятий, что также создает дополнительные сложности», – пояснил Кадаков.
Он подчеркнул, что реальные изменения в ситуации могут произойти только после значительных политических сдвигов, таких как встреча президентов России и США. «Тектонические изменения в политике могут привести к новым условиям для бизнеса. Например, если президенты двух стран смогут договориться о снятии санкций, это откроет двери для возвращения автопроизводителей», – добавил эксперт.
Кадаков также отметил, что для возвращения компаний на российский рынок необходимо снятие санкций. «Ни одна компания не вернется, пока не будут отменены санкции. Это требует согласования на уровне правительств, и процесс может занять время. Мы видим, что каждая страна проводит свою политику, и это создает дополнительные сложности для бизнеса», – сказал он.
Эксперт выразил надежду, что при благоприятных условиях, таких как снятие санкций, компании, такие как Hyundai и Kia, смогут начать активные продажи новых автомобилей в России в течение полугода. «Если завтра поступит сигнал о возможности открытой торговли с Россией, то в течение года мы можем увидеть новые модели на рынке. Это будет зависеть от того, насколько быстро компании смогут адаптироваться к новым условиям и запустить производство», – заключил собеседник «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин