Тысячи женщин в России годами живут с мужчинами, которые их унижают и избивают. Страдают и дети: видят, как ведет себя отец, боятся за маму и себя, а иногда сами становятся жертвами. Уйти из этих отношений бывает сложно – как эмоционально, так и финансово. Жительница Якутии Марина рассказала «ФедералПресс» свою историю – как строились отношения, в какой момент муж стал абьюзером и как удалось уйти от него.
Как начались отношения и когда все сломалось
С бывшим мужем мы были вместе были с 2007 года, я тогда только окончила школу. Он старше на восемь лет, два высших образования, из хорошей семьи. Поженились, когда я была на 4-м курсе – в 2010 году. Отношения были достаточно спокойными: конечно, без ссор не обходилось, но прям крупных скандалов не было.
Все начало меняться, когда я родила запланированного ребенка в 2016 году. Муж очень часто приходил с работы недовольным, при этом не говорил, что его не устраивает. Хлопал дверями, огрызался, гремел посудой.
После восстановления от родов я решила вернуться в спортзал и купила себе спортивную одежду, не предупредив его, и он устроил скандал. Дошло до того, что он схватил провод и выбежал в коридор, как он заявил, вешаться. Я немного подождала, так как не поверила, но его что-то долго не было, в итоге я испугалась и выбежала за ним. Естественно, там никто не висел, но страх, что он может такое совершить, у меня остался. И когда я шла гулять с ребенком, а он оставался дома в плохом настроении, я постоянно представляла, как вернусь домой, а он там с собой что-нибудь сделал. Я даже иногда звонила ему под каким-то предлогом, чтобы проверить.
Потом настала эпидемия коронавируса, и стало только хуже. Мы оба работали из дома с маленьким ребенком. По вечерам он стал пить пиво и играть в танки. Мы часто ссорились по бытовым мелочам, дома обстановка была отвратительная. Хоть мы и не кричали, и не били посуду, но общались как кошка с собакой или не общались вообще. Спали уже давно раздельно.
Точка невозврата
Однажды он пришел ночью сильно пьяным. Утром я его разбудила, так как ему надо было пойти на работу (тогда уже начали возвращаться в офисы после коронавируса). Он оказался все еще нетрезвым, и мы начали сильно ругаться. Во время ссоры он схватил меня за волосы и повалил на пол. Я в испуге потом вскочила, схватила ребенка и заперлась в ванной. Тогда он пошел на кухню и взял нож, чтобы с его помощью якобы открыть дверь. Когда он подошел к двери, я ногой открыла дверь, тем самым оттолкнув его, и с сыном на руках побежала к старушке-соседке. Слава богу, она сразу открыла дверь, и мы какое-то время сидели у нее.
Муж немного постоял у двери и потом ушел на работу. Оттуда он написал, что ему стыдно, просил прощения. Не знаю, почему я не ушла еще тогда, однако спала с тех пор я с молотком под подушкой. Он какое-то время не пил, но и отношения лучше не стали, само собой.
Спросите – почему не ушла тогда? Пусть прозвучит странно, но мне такое даже в голову особо не приходило. Я как будто привыкла жить в такой обстановке и не понимала, насколько это опасно. Возможно, будь у меня родители или другие близкие родственники, я бы могла уйти, но этого у меня нет. Пойти к подругам – у них самих семьи с детьми и живут они не в хоромах. Однако я не питала иллюзий по поводу мужа и не верила, что станет лучше. Я как будто выжидала.
Пытался забрать ребенка
Принять окончательное решение помог очередной скандал. В тот вечер он снова пил и играл в компьютер, а я его просила что-то сделать по дому. Снова возникла ссора, и я, уже напуганная после предыдущего инцидента, взяла немного вещей, схватила ребенка и хотела уйти. Но тут он схватил за ноги сына, который был у меня на руках, и стал тянуть к себе. При этом сказал:
«Вали сама, ребенок остается со мной».
Я не отпускала, и тогда он взял больно за ухо и пригрозил его оторвать, если я не отпущу сына. В итоге я ушла одна. Выйдя на улицу, я попросила приехать подругу и вызвала полицию. Рассказала, что нетрезвый муж меня выгнал и не отдает ребенка. Приехали они довольно быстро, вместе с двумя полицейскими я зашла в квартиру, собрала вещи и забрала сына.
На улице полицейский объяснил, что если я напишу заявление, то семью поставят на учет как неблагополучную, и нас будут постоянно проверять. Я отказалась. В этот момент из окна нашей квартиры полетели мои вещи. Тогда было начало мая, и было очень грязно. Одежда, посуда, косметика, безделушки – все упало в грязь, что-то сломалось, разбилось. Полицейский пожелал мне удачи и скорейшего развода и уехал. К тому времени подоспела подруга, и мы с ней собирали в темноте уцелевшие вещи.
Как строила жизнь без абьюзера
С сыном мы переночевали у нее, затем у другой подруги. К счастью, еще одна подруга детства предложила пожить у нее. Она жила тогда с сыном в маленькой студии, и мы с трудом там все помещались. Мне нужно было забрать оставшиеся вещи из квартиры мужа, и я позвонила его отцу с просьбой, чтобы он приехал и присутствовал в этот момент. Пошли туда с подругой, сына оставила у другой подруги. Муж снова вел себя агрессивно, во всем обвинял меня, а его отец сказал лишь «Ты сам ее не воспитал, надо было воспитывать». Когда я собирала вещи, муж следил, как бы я не забрала чего лишнего. Буквально вырывал у меня из рук кружки и ложки, спустя время это было очень смешно вспоминать.
К слову, на мне был один довольно большой кредит, и денег в целом было мало. Я сдала золото в ломбард, чтобы была возможность оплатить аренду квартиры на два месяца. Через неделю мы уже переселились в «свою» квартиру. Конечно, было тяжело, особенно материально, но то чувство спокойствия было просто бесценным. Сейчас с сыном уже бывший муж общается редко, в основном, просто увозит к его бабушке и дедушке. Алименты платит копеечные, так как устроился работать к бывшему однокласснику и получает официально маленькую зарплату. Не буду лукавить, что я отпустила ситуацию, и «бог ему судья». Кроме ненависти я к нему ничего не испытываю и надеюсь, все это ему потом аукнется.
Ранее сооснователь женского комьюнити «С тобой Якутия» Анастасия Антонова рассказала, как в республике борются с домашним насилием. Средний возраст обратившихся жертв составляет 23–35 лет. Этот период жизни для женщин является особенно уязвимым: у многих появляются дети, что снижает финансовую независимость, а также это время активного поиска себя, реализации и построения карьеры.
Фото: ФедералПресс / Денис Кочкин