Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Что и как будет регулировать закон о платформенной экономике: подробности

Сами «платформы» – это ни что иное, как онлайн-приложения

Платформенная экономика – новый виток в сфере торговли и оказания услуг. Несмотря на стремительный рост этой сферы, в платформенной экономике еще много «белых пятен» и нет готовой законодательной базы. Как новый закон будет решать эти проблемы – в материале «ФедералПресс».

Цифровые проблемы

Несмотря на довольно непривычное название, именно с платформенной экономикой мы сталкиваемся ежедневно. Вызов такси, заказ еды домой или покупка на марткеплейсе – все это варианты платформенной экономики. Именно цифровые платформы открывают взаимосвязь между участниками рынка: клиентами, партнерами, разработчиками приложений, поставщиками услуг и агентами.

Сами «платформы» – это ни что иное, как онлайн-приложения, которые установлены у каждого в стартфоне. Причины популярности цифровых платформ очевидны: удобство для пользователя и возможности для снижения расходов. Но есть и ряд проблем, которые с развитием сервисом становятся все серьезнее.

Среди них:

  • Риски нарушения конфиденциальности. Платформы хранят и используют персональные данные пользователей;
  • Монополизация. Крупные платформы часто мешают новым игрокам войти на рынок;
  • Отсутствие прозрачности в формировании и предоставлении результатов выдачи – это может зависеть не от результата конкурентной борьбы, а согласно внутренним алгоритмам платформы. Цифровые платформы могут заменять объективные результаты рекламными, а также предлагать потребителям продукты на основе информации об их платежеспособности;
  • Контроль собственников и администраторов платформ над исполнителями. Работа на платформах управляется кодом и данными, которые являются основными механизмами поведенческого контроля и приводят к особой уязвимости;
  • Конкуренция коммерческих платформ с государственными сервисами. Государственные цифровые платформы все чаще предлагают потребителям те или иные услуги, конкурирующие с аналогичными предложениями коммерческих (например, поиск вакансий, оформление SIM-карт, платежные сервисы и другие);
  • И ключевой вопрос, без решения которого невозможно преодолеть перечисленные проблемы: отсутствие правового регулирования. В законодательство только вносят проекты, которые помогают следить за работой платформ.

За проблему берется Минэкономразвития

В феврале 2025 года Минэкономразвития внесло законопроект «О платформенной экономике» в правительство, сейчас документ находится на финальной стадии разработки. Если инициатива будет оперативно рассмотрена и принята, закон вступит в силу уже в сентябре. Сообщается, что документ направлен на регулирование отношений между маркетплейсами, их партнерами, правообладателями и пользователями.

Министерство предлагает нормы регулирования работы платформ:

  • Платформы должны будут проверять партнеров через Единую систему идентификации и аутентификации и госреестры, не допускать на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг. Это, в первую очередь, защитит персональные данные пользователей;
  • Ввести требования к размещению карточек товаров. Запретить размещать на платформах карточки товаров, содержащих предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию пестицидов, агрохимикатов, биологически активных добавок, лекарств и некоторых других предложений;
  • Обязательный информационный обмен с регуляторами и государственными площадками. Операторы платформ должны будут обмениваться информацией с налоговыми органами и проходить государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ;
  • Следование положениям о защите прав правообладателей. Планируется проработать механизм защиты прав правообладателей при продаже товаров и оказании услуг на маркетплейсах;

По словам министра экономического развития России Максима Решетникова – одного из авторов инициативы – законопроект согласован со всеми органами власти и вводит понятие посреднических цифровых платформ, где присутствуют три главных признака: оферта, возможность заключить сделку и провести оплату.

Защита прав потребителя

Отметим, что эксперты разделяют мнение Минэкономразвития о необходимости регулирования отрасли цифровых платформ. Так, по мнению экономиста, директора Института Нового общества Василия Колташова, помимо уже перечисленных проблем цифровых платформ, стоит выделить борьбу с контрафактом, который все чаще появляется на маркетплейсах. Однако, полностью ограничить покупателей от незаконного или некачественного товара будет крайне сложно.

«Новый закон отсечет от потребителя много продуктов, которые являются копией тех или иных брендов. Я правда, до конца не верю, что это полностью защитит покупателей», – рассказал экономист «ФедералПресс».

В качестве примера он привел случаи, когда компании уходили с рынка, «забыв» об имеющихся на их счетах деньгах клиентов. Если новый закон вызовет отток продавцов с маркетплейсов, стоит уделить особое внимание их взаиморасчетам.

В целом, эксперт не видит большой проблемы в работе крупных торговых площадок. Ключевые игроки рынка маркетплейсов заинтересованы в хороших отношениях и с покупателями и с продавцами, а также с властью.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.