Top.Mail.Ru
Происшествия
Новосибирская область
0

Как затонул новосибирский «Титаник»: годовщина крупнейшей катастрофы на воде

Судно
На дне Оби лежат десятки затонувших судов – пароходов, барж и буксировщиков

Чуть больше 100 лет назад Новосибирск пережил одну из самых страшных речных трагедий в своей истории. В городе, который тогда еще назывался Новониколаевск, на Оби 10 мая 1921 года затонул пароход «Совнарком». На его борту было до 400 пассажиров. Количество жертв точно неизвестно, но было их точно больше сотни. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Как это было

Корабль, построенный в конце XIX века, сменил несколько названий, включая «Кормилец» и «Братья Мельниковы». В историю же он вошел под своим последним именем «Совнарком». Впрочем, с учетом всех обстоятельств, его стал называть также «Сибирский «Титаник».

8 мая 1921 года пароход «Совнарком» покинул барнаульскую пристань и направился в Томск. Ночью с 9 на 10 мая он приблизился к Новосибирску, тогда называвшемуся Новониколаевском. По разным оценкам, на борту находилось от 225 до 400 пассажиров, а трюмы были заполнены зерном. На этот рейс было загружено 14,2 тысячи пудов, или примерно 200 тонн груза.

Около 1:30 ночи «Совнарком» подошел к железнодорожному мосту через Обь и столкнулся с одной из опор. Корабль переломился пополам и всего за пять минут ушел на дно в 500 метрах ниже моста. Точное число жертв этой катастрофы остается неизвестным.

Предполагается, что погибло от 100 до 300 человек. Спаслось лишь около ста пассажиров, так как многие из них спали, а те, кто оказался в ледяной воде, быстро замерзали.

Причины этой трагедии и мотивы капитана, решившегося на ночное плавание, остаются загадкой.

Почему это произошло

Существует несколько версий катастрофы парохода «Совнарком». По одной из них, во время остановки в Бердске на палубу поднялись вооруженные люди, которые угрожали капитану и заставили его продолжить путь. Ночь была крайне темной, а мост не имел освещения. Возможно, это было связано с тем, что река Обь только-только освободилась от льда, и навигация еще не началась. По другой версии, огни, видимые капитану, принадлежали железнодорожникам, и он ошибочно принял их за указатели для движения судна. Ему показалось, что красный огонек указывает безопасный курс.

Лоцман и помощник штурмана, отправленные на нос судна, лишь в последний момент заметили опору моста и закричали: «Бык!» Капитан попытался уменьшить скорость и развернуть пароход, но сильное течение и близость к мосту не позволили ему избежать столкновения. Судно с огромной силой ударилось об опору, в результате чего все переборки и бортовые конструкции разломились, и вода начала затоплять трюмы и отсеки. Спящие пассажиры оказались в ледяной воде и не успели осознать, что происходит. Началась паника и давка.

Ужасная картина

Некоторым пассажирам повезло выжить и добраться до берега; часть из них была унесена на куске палубы к поселку Мочище, а других вытащили даже в Колыванском районе на обломках деревянной обшивки. Капитан А. Снегирев (его полное имя не сохранилось) смог спастись, но большинство людей погибли. По данным сайта «Библиотека сибирского краеведения», число жертв колебалось от 100 до 300. Одной из причин массовой гибели стало то, что дежурные на мосту в темноте не разобрались в ситуации и открыли стрельбу.

Спасательная операция началась незамедлительно. В ней участвовали пароходы «Богатырь», «Новониколаевск» и частные лодки. Утром жители Новониколаевска стали свидетелями ужасной картины: на берег выбрасывало обломки парохода и замерзших людей.

10 мая началось расследование трагедии, и капитан был арестован. Следственные действия длились почти год. В итоге суд оправдал Снегирева за недоказанностью состава преступления, а других виновных не нашли, списав всё на роковую случайность.

Подъем обломков

Корпус парохода «Совнарком» был поднят со дна только в 1984 году, так как он мешал судоходству. В те годы по Оби перевозили до 35 миллионов тонн грузов. Первые попытки поднять обломки предпринимались в 20-е, 30-е и 40-е годы XX века. Но тогда удалось извлечь лишь котел, который спустя 20 лет после затопления все еще работал в котельной Затона. В середине 80-х годов плавучим экскаватором начали постепенно извлекать различные части судна. Среди находок был даже мешок муки, который за 60 лет образовал толстую корку, сохранившую содержимое. Также был найден самовар с парохода.

Стоит отметить, что в память о трагедии в городе не установлено ни памятного знака, ни мемориальной доски. Большинство новосибирцев либо ничего не знают о катастрофе, либо стараются не вспоминать о ней.

Хотя подобных катастроф на Оби больше не происходило, были случаи с другими судами, такими как «Дзержинский» и «Коллективист», а также затопление судна «Владивосток» в 1967 году недалеко от шлюзов Новосибирской ГЭС.

На дне Оби лежат десятки затонувших судов – пароходов, барж и буксировщиков. Точное количество никто не считал.

Рекомендуем также почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных авариях, которые происходили в Сибири. В частности, об экстренной посадке пассажирского авиалайнера, который следовал из Сочи в Омск, в пшеничном поле. На борту в момент ЧП находилось 161 человек, в том числе шесть членов экипажа и 21 ребенок. А кроме того, – статью об авиакатастрофах с самолетом Ил-12 под Новосибирском.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.