В Нижнем Новгороде на отраслевой конференции ЦИПР-2025, посвященной цифровой трансформации экономики, обсудили тему «Цифровой мир глазами Альфы». Современные дети с ранних лет взаимодействуют с гаджетами и интернет-контентом, порой общаясь с голосовыми помощниками чаще, чем с родителями. Однако цифровая среда таит в себе множество рисков – от мошенничества до психологического давления. Подробнее читайте в материале «ФедералПресс».
Цифровая эпоха: почему современные дети разучились общаться
Поколение Альфа – это первые дети, которые с рождения окружены технологиями. Они не адаптировались к цифровому миру, как предыдущие поколения, а сразу в нем родились. Для них гаджеты, интернет и нейросети – такая же естественная среда, как воздух.
Современные дети, с ранних лет освоившие гаджеты, демонстрируют тревожную тенденцию – они теряют базовые навыки живого общения. Как отметила основатель «Детской редакции» Ольга Трубачева, многие школьники в возрасте от 7 до 16 лет не умеют пересказывать тексты, выделять главную мысль, формулировать вопросы или вести содержательный диалог. Дети привыкли выбирать готовые ответы из предложенных вариантов.
Парадокс цифровой эпохи заключается в том, что, обладая техническими навыками, молодое поколение теряет важнейший профессиональный и жизненный компетенции – способность к коммуникации.
На примере медиашколы Трубачева рассказала, что эффективным решением этой проблемы может стать проектное обучение. Тут секрет прост: когда ребенок мотивирован реальной практикой, он быстро развивает коммуникативные навыки. Полезен и практико-ориентированный подход. Даже стеснительные дети, попадая в среду, где необходимо общаться – будь то школьная редакция или медиапроекты, – постепенно раскрываются.
Риски и угрозы
«Дети сейчас рождаются с гаджетом в руках. И это не всегда плохо, потому что технологии – это классные возможности», – отметила председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
Но цифровой мир несет технологические и психологические риски для детей:
- Мошенничество и шантаж – дети становятся жертвами злоумышленников.
- Утечка данных – уязвимость перед хищением персональной информации.
- Дезинформация – искажение фактов нейросетями требует развития критического мышления.
- Цифровая зависимость – необходимо регулировать время потребления и качество контента.
Государство и бизнес разрабатывают защитные механизмы, но ключевая роль в защите ребенка все же возлагается на родителей. Им важно выстраивать открытый диалог, обсуждая не только успехи, но и проблемы – будь то травля в чатах или давление незнакомцев.
Технологии не бывают безопасными «по умолчанию», и только сочетание технических средств с доверительным общением может создать надежный барьер против угроз.
«К сожалению, даже у суперответственных родителей зачастую дети становятся жертвами преступлений, и дети просто боятся в этом признаться», – посетовала Белякова.
Об опасностях высказался и гендиректор платформы «СберОбразование» Владислав Кожемякин. По его словам, дети особенно уязвимы перед угрозами хищения или неправомерного использования информации. В этом направлении важно развивать отраслевые стандарты, и в России этому уделяется значительное внимание, например, усиливается ответственность компаний за утерю данных.
Кроме того, присутствуют следующие риски:
- сбор лишней информации (нужно развивать сервисы, которые работают без персональных данных);
- искажение информации нейросетями (требуется верификация контента и развитие критического мышления у детей);
- влияние на концентрацию и зависимость от контента (необходимо регулировать время и качество потребления);
- цифровое неравенство (нужны совместные усилия для обеспечения доступности технологий).
Образование в цифровую эпоху
Технологии трансформируют и систему обучения. Внедряются цифровые портфолио, онлайн-библиотеки и верифицированный контент. Однако возникает вопрос: каким должен быть образованный человек в цифровую эпоху?
Директор образовательных программ школы «Сколка» Наталия Копытова высказалась о том, что особую роль играет формирование информационной грамотности, включая навыки безопасного поведения в цифровой среде.
Дети нового поколения – самые прогрессивные пользователи технологий, что подтверждает их активное взаимодействие с языковыми моделями при выполнении школьных заданий. Это требует переосмысления традиционных подходов к оценке знаний.
«Поколение Альфа, согласно многим исследованиям, формально более образованно – в силу большого количества контента. При этом менее практически приспособлено», – поделилась спикер.
Главной задачей педагогики становится процесс обучения детей мыслить критически, творчески, управлять вниманием и временем. И, конечно же, нужно декларировать правила использования искусственного интеллекта в образовательной среде.
Правда, есть проблема: разрыв в цифровой грамотности между школьниками и педагогами, особенно в регионах.
Эксперт признала: повышение цифровой компетентности педагогов – одна из ключевых задач современного образования. Решение сложности – в переподготовке педагогов и привлечении молодых специалистов.
Дети и соцсети: новые вызовы
Дети сегодня используют нейросети и для развлечений, и для учебы, подчеркнула в своем выступлении руководитель направления Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Ольга Сквирская. Она поделилась, что, по данным опроса 2024 года, 40 % подростков от 12 до 17 лет регулярно применяют нейросети в учебном процессе. Кроме того, 40 % подростков ежедневно используют образовательные порталы, сайты и цифровые учебники. Плюс дети стали чаще занимаются на курсах и с репетиторами онлайн. Также 30 % детей смотрят образовательный контент на известных видеоплатформах.
Платформы хоть и устанавливают возрастные ограничения для пользователей, однако дети зачастую обходят эти запреты. Сквирская уверена – общество должно обучать детей использованию нейросетей и цифровых инструментов, а также рассказывать об их ограничениях.
Еще одно веяние времени – дети стремятся быть блогерами: две трети детей в возрасте от 9 до 11 лет мечтают о такой деятельности. Для них важно создавать специализированные, удобные и безопасные порталы, где они смогут делиться своими увлечениями.
Дополнил слова собеседницы руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн безопасности Андрей Сиденко, заявив, что исследования показывают – родители активно общаются с детьми через интернет и гаджеты, обсуждая бытовые вопросы, делясь новостями и даже мемами. Причем с возрастом ребенка таких обменов становится больше.
Важную роль играют чаты: 73 % учащихся средней школы состоят в чатах с одноклассниками и учителями, а также в чатах с друзьями и семьей. Но 23 % детей недовольны содержанием чатов из-за большого количества не по делу сообщений или агрессивных комментариев.
Вопрос безопасности касается как детей, так и родителей. Смартфоны и сервисы, которыми пользуются дети, становятся популярным вектором атак. Необходимо уделять внимание защите персональных данных и контролю за тем, с каким контентом взаимодействуют дети, подытожил Сиденко в своем выступлении.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, что на конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде анонсировали новый образовательный портал – «Резидент Столицы финансовой культуры». Проект запустят в виде сайта, а его цель – учить финансовой грамотности и кибербезопасности через игры и интерактивы.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

ЦИПР-2025