Top.Mail.Ru
Общество
Республика Саха (Якутия)
0

Когда школа не подошла: история матери, которая взяла образование сына с инвалидностью в свои руки

Домашнее обучение
12-летний Рома в этом году успешно окончил начальную школу на семейном обучении

Анна из Якутска уже несколько лет совмещает роли мамы и учителя для своего 12-летнего сына Ромы – в этом году мальчик с инвалидностью успешно окончил начальную школу на семейном обучении. Хотя изначально ребенок был зачислен в коррекционную школу, через год родители приняли непростое решение перевести его на домашнее обучение. Какие трудности пришлось преодолеть, во сколько обходится семейное образование и какие плюсы и минусы обнаружились за эти годы – об этом Анна рассказала журналисту «ФедералПресс».

Опыт обучения в коррекционной школе

«У моего сына инвалидность – задержка психоречевого развития и прочие поражения ЦНС. По рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии мы выбрали коррекционную школу, потому что в обычных школах в классах по 40 человек. На мой взгляд, там почти нулевое обучение, и вся нагрузка ложится на домашние задания. В коррекционной школе первый класс растянут на два года из-за облегченной программы. К моменту поступления Рома был полностью готов: умел писать, читать, знал, как вести себя на уроках. Основная сложность заключалась в дефиците внимания, как и у многих детей.

12-летний Рома в этом году успешно окончил начальную школу на семейном обучении

В классе было 12 человек, половина – дети с инвалидностью, в основном с гиперактивностью и дефицитом внимания. Они постоянно отвлекались, требовали перерывов, и даже при таком небольшом количестве учеников учитель не справлялся.

В итоге наш сын, который до школы мог спокойно заниматься 1–1,5 часа, перенял поведение других детей: начал жаловаться на усталость, требовать перерывы и капризничать. Это стало главным «уроком», который он вынес из школы.

Еще одна проблема – коммуникация. В классе было двое детей (включая нашего сына) с речевыми сложностями: им трудно было выражать мысли, строить предложения. Из-за этого сын часто становился объектом насмешек – дети дразнили его, провоцируя реакцию. Часто я забирала его в слезах. Для нас это было новым и тяжелым опытом, особенно для меня. Учителю, думаю, тоже было непросто. При этом сыну нравилось ходить в школу, находиться вне дома, тем более, ему там особо напрягаться не приходилось, в отличие от обучения со мной.

Переход на домашнее обучение

Мы несколько раз в год уезжали на длительную реабилитацию или в санатории, что осложняло посещение школы. Изучив закон об образовании и опыт других родителей, мы решили, что семейное обучение будет удобнее, особенно в начальных классах, где программа вполне посильна для родителя.

Когда мы решили перейти на семейное образование, не столкнулись ни с каким сопротивлением — ни со стороны школы, ни со стороны управления образования. Процедура была простой: мы подали заявление установленного образца, на следующий день получили приказ об отчислении из школы вместе с личным делом. Затем написали заявление в управление образования, и уже через неделю нас включили в реестр детей на семейном обучении для дальнейшего контроля. Видимо, когда семья благополучная и полная, у органов образования не возникает лишних вопросов — они просто быстро оформляют документы без возражений.

Вообще, сейчас можно полностью учить ребенка самостоятельно: например, программа «Школа России» достаточно проста, все учебники, методички, годовые планы и даже поурочные разработки (вплоть до игр и перерывов) есть в открытом доступе. Есть и аттестационные материалы – контрольные, тесты, итоговые работы. Но мы остановились на более удобном варианте, заключив договор с аккредитованной онлайн-школой. В их годовой курс уже встроены промежуточные аттестации после каждой темы, что позволяет сразу закреплять пройденное.

Аттестация и переход в следующий класс

Мы выбрали промежуточную аттестацию — это помогает контролировать уровень усвоения материала. Занимаемся по готовому годовому плану онлайн-школы, и обычно идем с опережением графика. Дистанционный формат упрощает процесс: нет спонтанных проверочных работ, которые влияют на оценки в журнале, и отсутствует фактор в виде личного отношения педагога, которое так или иначе возникает в процессе взаимодействия с ребенком. Оцениваются только конкретные результаты работы. По таким предметам как ИЗО, музыка, технология аттестация проходит в форме выполнения творческих работ или проектов.

12-летний Рома в этом году успешно окончил начальную школу на семейном обучении

Сейчас большинство проверочных – в тестовом формате. С прошлого года ввели видеопрокторинг: все аттестационные задания выполняются под аудио- и видеонаблюдением, чтобы подтвердить самостоятельность работы ребенка. Тесты составлены по стандартным методичкам, подготовка к ним не сложнее, чем к обычным школьным контрольным.

Пока у нас нет проблем с признанием оценок – государство не проявляет особого интереса к семейному обучению. Сложности могут возникнуть только при возвращении в обычную школу, так как в некоторых из них обучение идет по индивидуальным планам.

Финансовая сторона

У нас полный годовой курс обучения, который уже включает промежуточную аттестацию. Его стоимость составляет около 23-27 тысяч рублей в зависимости от класса. Мы не несем дополнительных расходов вроде репетиторов и онлайн-курсов. Но это только пока начальная школа. В старших классах потребуются более глубокие знания, которые я сама не смогу дать.

Что касается учебников – мы используем онлайн-версии от школы. Хотя знаю, что можно написать заявление в обычную школу и получить бесплатные учебники. Также слышала, что в некоторых регионах предусмотрена компенсация за семейное обучение, так как государство не участвует в образовательном процессе. Но в нашем регионе такой возможности нет.

Об отношении к домашнему обучению

Сотрудники социальных органов или другие родители, когда узнают о нашем домашнем обучении, часто задают вопрос: «Вы что, педагог?» Нет, но я имею полное право обучать своего ребенка. Я передаю ему свой опыт – так же, как имею право растить его, разговаривать с ним, одевать и обувать. Это даже не право, а обязанность.

И я его не обучаю, а обучаюсь вместе с ним. Мы читаем учебники, разбираем правила, решаем задачи – все делаем сообща. Если я чего-то не знаю, то изучаю материал вместе с ребенком. Для меня это увлекательный процесс – после 20-летнего перерыва я заново открываю школьную программу и воспринимаю информацию совершенно по-другому. Это действительно интересно.

Социализация

Это камень преткновения при домашнем обучении. Однако хочу отметить, что и в обычной школе никакой особой социализации нет, детей там не учат общаться, их учат в основном сидеть и слушать учителя. Если там бывает какая-то общая деятельность, то ее очень мало. На переменах, особенно в младших классах, детей ругают за беготню и суету, потому что когда они начинают играть в активные игры, это часто приводит к травмам. Даже на физкультуре они ходят стройными рядами и должны слушаться учителя, выполнять задания. Так что коммуникации их там, по сути, не учат.

Мы стараемся компенсировать нехватку живого общения спортивными кружками и коллективными занятиями, хотя честно говоря, найти по-настоящему подходящие варианты сложно. Большинство кружков устроены примерно так же, как школа – дети сидят отдельно и выполняют задания индивидуально, будь то рисование или компьютерные курсы. Получается какая-то изоляция. Мы ищем любые возможности для живого общения, но это действительно непросто.

Сейчас ребенок ходит на бокс – это хорошая физическая нагрузка, развитие выносливости и координации. Хотя в спарринги его не ставят, зато он видит, как общаются другие дети его возраста. Сам он не особо стремится к общению, но наблюдает и копирует поведение сверстников.

О возвращении в школу

Изначально мы планировали учиться дома только в начальной школе, но в этом году решили продолжить. Возможно, когда-нибудь вернемся в обычную школу, хотя у нас остается много вопросов к системе, да и у школы наверняка будут вопросы к нам. Пока эта тема остается открытой, к ней мы еще не готовы.

Честно говоря, школьная программа, на мой взгляд, сложнее: требования выше, а нагрузка значительно больше. Наблюдая за детьми родных и друзей, которые учатся в обычных школах, вижу, что они постоянно перегружены, и большая часть работы переносится на домашние задания.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

Главный плюс семейного обучения – это свобода от привязки к месту. Мы можем спокойно куда-то уехать и продолжать учиться дистанционно, сдавать тесты онлайн. Из минусов, конечно, ограниченный социальный круг. Школа все же является важным социальным институтом, хотя в нашем случае я вижу больше минусов, чем плюсов. Особенно для нейроотличных детей – сложно представить, чтобы большинство детей относилось к ним лояльно. Чаще это негатив, а не поддержка.

Еще одна сложность – совмещение ролей родителя и учителя. Нужно быть требовательным педагогом, который не делает поблажек, ведь ребенок фактически дома и может этим пользоваться. Но при этом необходимо оставаться родителем, который поддерживает, а не только требует. Это бывает очень непросто, особенно когда находишься с ребенком круглосуточно. Не всегда получается найти правильный баланс. Сейчас без постоянного стресса в мыслях об усвоении программы, о взаимоотношениях с одноклассниками и видя результат, я понимаю – все эти сложности окупились».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дарья Сеймовская, Полина Зиновьева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.