Top.Mail.Ru
Общество
Республика Башкортостан
0

Контроль состояния улиц Уфы перевели на цифровые рельсы: как работает система

Уфа
В столице Башкортостана, Уфе, ИИ используют для мониторинга за состоянием дорожной инфраструктуры

Искусственный интеллект проникает во все сферы жизни, и городское хозяйство не исключение. В Уфе состояние дорог, тротуаров и других объектов инфраструктуры теперь контролирует не только человек, но и «умная машина». Это мобильный комплекс, который автоматически выявляет дефекты дорожного покрытия, поврежденные бордюры, грязные урны, граффити и даже наклейки на дорожных знаках. Как устроена система и какие результаты приносит – читайте в материале «ФедералПресс».

ИИ как инструмент оптимизации

Искусственный интеллект уже меняет работу компаний и госструктур, ускоряя процессы и сокращая затраты. Он анализирует большие данные, оптимизирует ресурсы и берет на себя рутинные задачи. В Башкортостане ИИ постепенно внедряют в госуправление, экономику и соцсферу. Например, умные системы следят за дорогами, помогают в медицине, сельском хозяйстве и ЖКХ.

В столице Башкортостана, Уфе, ИИ используют для мониторинга за состоянием дорожной инфраструктуры. На балансе мэрии есть специально оснащенный автомобиль, помогающий выявлять проблемы на дорогах.

Умный мониторинг дорог в Уфе

Система контроля объектов дорожного хозяйства, разработанная «Ростелекомом», состоит из камер и нейросети, которая в режиме реального времени анализирует видео и отправляет данные в ситуационный центр. Сотрудникам городской администрации лишь остается сделать отчет с фотографиями и разослать коммунальщикам – для устранения проблем.

«Раньше по городу семь человек ездили, фотографировали ямы, знаки в неудовлетворительном состоянии, отсутствие дорожной разметки, неубранную прибордюрную часть. Сейчас это делает нейросеть», – рассказал собравшимся журналистам эксперт управления коммунального хозяйства города Эрик Кайбышев.

cdfb4d203665cf49ff7e0b066fcfe9db.jpg

Каждое нарушение фиксируется с фотографией, координатами и временем обнаружения. Такой подход не только ускоряет работу городских служб, но и делает ее прозрачной. Журналисты, протестировавшие систему, убедились: ИИ действительно замечает то, что часто ускользает от человеческого внимания.

«Мы работаем над тем, чтобы нарушения в онлайн-формате приходили, как например, штраф на Госуслуги. Взгляд человека может зафиксировать один дефект, а система – до 14 дефектов, которыми мы пользуемся», – добавил Кайбышев.

2e79e2b9a23145ed453023cf7d47250a.jpg

Он пояснил, что специально оборудованный автомобиль курсирует по заранее заданным маршрутам во всех районах столицы республики, сканируя улицы. Во время демонстрации для журналистов, например, система за полчаса обнаружила свыше 200 нарушений – от трещин на асфальте до переполненного мусорного бака.

Между тем в 2024 году система выявила 5120 нарушений, и все они были устранены. В 2025-м уже зафиксировано 4943 проблемы, из которых 2014 исправлены.

1da26d39eafc85d946e94a60f797767d.jpg

От трещин до граффити: что распознает ИИ

После обнаружения проблемы информация поступает в коммунальные службы с четкими сроками на исправление. Подрядчики присылают фотоотчеты формата «было/стало». Для различных дефектов установлены свои сроки устранения. И если коммунальщики их срывают, то получают предписание и могут быть привлечены к административной ответственности.

Сейчас искусственный интеллект обучен распознавать 30 видов нарушений. В их числе:

  • дефекты дорожного покрытия – ямы, трещины, провалы;
  • загрязнения и вандализм – граффити на столбах, заборах и рекламных щитах, мусор на дорогах;
  • состояние инфраструктуры – поврежденные дорожные знаки, опоры освещения, бордюры;
  • качество разметки – ее видимость на проезжей части;
  • чистота города – заполненность урн, уход за клумбами и цветниками.

9eafb7a393f4301476ef8080036f7d9a.jpg

Зимой система может быть дополнена модулями, которые будут отслеживать снежные заносы, сужение дорожных полос из-за сугробов и другие сезонные проблемы. В будущем планируется научить ИИ выявлять сосульки на крышах, чтобы предотвращать опасные ситуации для пешеходов и водителей.

44f297fca69621665e419f3f6952151e.jpg

Опыт других регионов

Такую систему в ПФО применяют лишь в Уфе, однако она работает также в Москве.

Другие крупные города прибегают к ИИ в контроле за дорожной инфраструктурой. Например, в Нижегородской области за порядком следят с помощью 18 программно-аппаратных комплексов видеонаблюдения и анализа данных, которые работают в рамках проекта «Умный регион». Для этого используют российское приложение, устанавливаемое на смартфоны в салонах транспорта. Оно автоматически включает запись, когда транспортное средство начинает движение. Это позволяет фиксировать дорожную обстановку и выявлять нарушения без постоянного участия оператора.

Эта система помогает выявлять различные проблемы городской инфраструктуры: от выбоин на дорогах и заснеженных участков до стершейся разметки и поврежденных дорожных знаков. Она также замечает неработающие фонари, аварийные опоры и даже незаконно размещенные объявления. Вся собранная информация автоматически передается ответственным службам, которые оперативно устраняют обнаруженные нарушения.

Ранее «ФедералПресс» писал о том, что с 27 июня в центре Уфы введут платные парковки на 1188 мест. Платить нужно будет только в будни с 07:00 до 21:00 (40 руб./час), а выходные и праздники останутся бесплатными. Основные улицы, попадающие под новые правила: Ленина, Пушкина, Карла Маркса и другие. Штраф за неоплату – 1500 рублей.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.