15 августа 1990 года на трассе Слока – Талси в Латвии случилось ДТП, навсегда изменившее историю русского рока. В нем погиб лидер группы «Кино» Виктор Цой. За три с половиной десятилетия, прошедшие с момента аварии, ее обстоятельства обросли версиями, домыслами и слухами. «ФедералПресс» собрал все известные факты о последнем дне музыканта, моменте столкновения и гипотезы, которые обсуждают до сих пор.
Последнее утро
Лето 1990 года лидер группы «Кино» Виктор Цой провел в латвийском Плиеньциемсе. Вместе с Юрием Каспаряном, гитаристом и ближайшим соратником, Цой завершал работу над новым альбомом «Кино». К августу записи были готовы, Каспарян вернулся в Ленинград, а Цой остался отдыхать с пятилетним сыном и гражданской женой Натальей Разлоговой.
15 августа 1990 года: хронология событий дня трагедии
5:00
Виктор Цой проснулся рано утром. Накануне он взял у знакомого будильник, чтобы встать без опоздания. Подъем был запланирован специально для поездки на рыбалку – на озеро, где он еще ни разу не ловил рыбу.
5:10–5:20
Он вышел из дома, который снимал в Плиеньциемсе, и сел за руль своего новенького темно-синего «Москвича-2141». Пробег автомобиля составлял около 3400 километров. «Права получил накануне – 22 июня», – уточнял биограф музыканта Виталий Калгин. Дорога от поселка до озера занимала около девяти минут.
5:30
Цой прибыл на место. Подход к воде он подготовил заранее, расчистив берег для удобной ловли. Озеро находилось в лесу, было тихим и уединенным. «Там, где он впервые должен был ловить рыбу, он уже был и расчистил место», – рассказывал Калгин.
С 5:30 до 11:00
Он рыбачил в одиночестве почти пять часов. Это была его первая рыбалка на этом озере, и он с нетерпением ждал ее. Никто из знакомых не видел его в это время – он был полностью погружен в отдых.
11:00
Цой собрал снасти и отправился обратно в Плиеньциемс. Погода была ясной, дорога – сухой. Впереди был участок трассы Слока – Талси с поворотом, за которым дорога сужалась и частично закрывалась кустарником.
11:28
На 35-м километре трассы его «Москвич» вошел в поворот. Навстречу шел пустой рейсовый автобус «Икарус», за рулем которого был водитель Янис Фибикс. «Мы с женой стояли у дороги возле своего дома, и мимо нас на большой скорости проехал новенький «Москвич». Я сказал жене, что этот, наверное, не вырулит из поворота», – вспоминал один из очевидцев.
11:30
Произошло лобовое столкновение. «Москвич» отбросило на 25 метров назад, обломки двигателя разлетелись в радиусе 12–15 метров. Автобус, уходя от удара, вылетел в реку. На дороге не обнаружили следов торможения.
11:33
Водитель автобуса выбрался из кабины и подошел к машине. «Дверь не открывалась, я увидел, что там лежит человек. Подошел, вижу – кровь, голова разбита. Побежал звонить», – рассказывал Фибикс.
11:35
Бригада скорой помощи прибыла быстро, через несколько минут. Медики констатировали множественные переломы ребер и черепно-мозговую травму. «Музыкант скончался на месте», – подтвердил Калгин.
Что показало следствие
Экспертиза установила, что автомобиль был исправен, тормозная система и рулевое управление работали. В крови Цоя не было обнаружено алкоголя или наркотиков, также были исключены инсульт и сердечный приступ.
Официальная версия – потеря управления на повороте, возможно, из-за усталости. Накануне Цой почти не спал, а утром несколько часов провел на рыбалке. Следователи предположили, что он мог уснуть за рулем или отвлечься на несколько секунд, которых оказалось достаточно для трагедии.
Версии, которые обсуждают до сих пор
Гибель Цоя стала предметом десятков версий. Среди них – погоня неизвестных, усталость от жизни, бытовые отвлекающие факторы. Одна из гипотез предполагала, что музыкант мог менять кассету в магнитофоне. В пользу этой версии говорило наличие магнитофона и аудиокассет в салоне, но доказательств того, что устройство было включено, не нашли.
Версия о самоубийстве считалась маловероятной: группа «Кино» была на пике популярности, впереди были гастроли и новые проекты.
Экспертизы спустя годы
В 2000-х годах петербургский центр «Аргумент» провел независимую реконструкцию аварии. Эксперты обратили внимание на сужение дороги и ограниченный обзор из-за кустарника. Из-за летних ремонтных работ покрытие могло стать неровным. По их мнению, водитель мог оказаться в сложной дорожной ситуации, пытаясь объехать препятствие.
Похороны и последний альбом
О гибели Цоя первой сообщила радиостанция «Маяк». 19 августа 1990 года музыканта похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Попрощаться с ним пришли десятки тысяч человек. Уже в январе 1991 года вышел «Черный альбом» – работа, над которой он трудился до последних дней. После этого группа «Кино» объявила о прекращении своей деятельности.
Водитель автобуса: 35 лет под тенью трагедии
Янис Фибикс, управлявший рейсовым автобусом «Икарус», в ДТП с автомобилем Виктора Цоя почти не пострадал, но дата 15 августа 1990 года навсегда осталась в его памяти. Следствие установило, что основной причиной аварии стала слишком высокая скорость автомобиля музыканта.
После трагедии журналисты и поклонники Цоя неоднократно пытались с ним связаться. Сам Фибикс признавался, что к нему подходили репортеры, звали на телевидение, но он все чаще отказывался. Сейчас 77-летний Фибикс живет в Латвии и больше не водит автобус. После смерти супруги он остался один, дети и внуки живут за границей. Каждый август он ждет звонков от журналистов, но старается избегать встреч с фанатами «Кино», предпочитая не возвращаться к самому болезненному дню своей жизни.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о малоизвестных фактах из жизни Виктора Цоя.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.


