Российских автолюбителей ждет новый скачок цен на машины. Производители предложили рассчитывать утилизационный сбор не от объема двигателя, а от его мощности. Это ударит по кошельку владельцев современных турбированных и гибридных автомобилей, а также может спровоцировать всплеск стоимости подержанных иномарок. Инициатива вызвала резонанс среди экспертов, предрекающих как крах «серого» импорта, так и серьезное социальное напряжение на Дальнем Востоке.
Утильсбор по мощности двигателя
Российские автопроизводители предложили изменить принцип расчета утилизационного сбора. Соответствующее обращение руководителей «КамАЗа», Группы ГАЗ и «Соллерс» направлено в Минпромторг.
В письме отмечается, что современные турбированные и гибридные двигатели при небольшом объеме обладают высокой мощностью. Это приводит к несправедливой системе налогообложения, когда бюджетный седан и премиальный внедорожник платят одинаковый сбор. Например, Changan Alsvin (98 л. с.) и BMW X3 (255 л. с.) сейчас облагаются одинаковым утильсбором в 677,4 тыс. рублей.
Также автопроизводители указывают на проблему «серого» импорта: до 70 % автомобилей теперь ввозятся физическими лицами по льготным ставкам, что создает неравные условия для бизнеса.
«Фактически автомобиль ввозится в Россию бизнес-структурой, но по льготной ставке непосредственно на физическое лицо, которое уплачивает вознаграждение посреднику в наличной форме», – говорится в обращении ОАР.
Минпромторг подтвердил получение инициативы и пообещал ее рассмотреть. Ранее глава Минпромторга Антон Алиханов уже озвучивал возможность введения ограничения в 160 л. с. для льготных ставок утильсбора для физических лиц.
Последствия реформы
Эксперты предупреждают о неизбежном подорожании автомобилей в случае изменения методики расчета утильсбора, пишут «Известия». Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков напомнил, что предыдущие изменения сбора в августе 2023, октябре 2024 и январе 2025 годов уже приводили к росту цен. По его словам, новая инициатива является «работой на перспективу для расчистки пути для новых отечественных моделей автомобилей».
Партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто подтвердил, что избежать роста цен не удастся: «Тут можно даже не гадать: и новые, и подержанные автомобили подорожают». Он предупредил о риске резкого всплеска продаж с последующим серьезным падением, что может окончательно обрушить и без того слабый российский авторынок.
Аналитики прогнозируют, что изменение системы окажет существенное влияние на рынок. По их оценкам, серый импорт новых и подержанных автомобилей может подорожать на 800 тысяч рублей и более. Особенно сильно пострадает сегмент подержанных мощных иномарок, которые потеряют экономическую привлекательность.
Ударит по карману дальневосточников
Эксперты видят в предложении о пересмотре утильсбора и фискальную подоплеку. В частности, это может быть попыткой компенсировать снижение бюджетных поступлений из-за сокращения официального импорта юрлицами.
«Доля "физиков" в импорте только растет – сейчас таких автомобилей ввозится примерно половина от общего числа, в то время как в начале года их было менее 15 %», – отметил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
По его словам, большинство таких машин оформляются через СБКТС на конкретного покупателя, что делает их дешевле официально ввезенных моделей.
Специалист предупреждает, что при принятии инициативы больше всего пострадают жители Дальнего Востока и Восточной Сибири: «Повышение утильсбора на них может привести к серьезному росту социального напряжения на востоке страны».
Согласно мнению экспертов, защита отечественного автопрома – это мировая практика, но такие меры должны быть избирательными: «Если у нас нет собственных моторов для легковых машин мощностью 150 л. с., то для чего ограничивать их импорт и ограничивать выбор людей».
Ранее глава Федеральной таможенной службы России Валерий Пикалев рассказал, как недобросовестные продавцы машин на сером рынке обманывают покупателей.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия


