Избирательная кампания этого года стала прологом к большим выборам в Госдуму следующего созыва. Партии уже освоили инструменты искусственного интеллекта и убедились в важности работы с актуальными запросами общества. О том, какие выводы политические силы должны сделать, вступая в новую гонку, «ФедералПресс» поговорил на полях «Ночи выборов» с политтехнологом, членом правления РАПК Андреем Максимовым.
Андрей Альбертович, как Вы оцениваете кампанию этого года?
— Она была достаточно бюджетной: партии экономят ресурсы перед выборами следующего года. Вместе с тем и менее медийной: СМИ практически не освещали ход событий. На федеральных каналах она была минимизирована и ограничена встречами президента с губернаторами и поездками премьера.
Что нового Вы могли отметить в этих выборах?
— С исторической точки зрения важно, что Верховный суд узаконил применение изображений, созданных искусственным интеллектом, в агитационных материалах. Возможно, в перспективе это приведет и к корректировкам «Закона о федеральных выборах» с учетом использования ИИ.
Что касается технологий, то сегодня уже невозможно не отметить их повсеместное распространение. Мы видим и полностью сгенерированные ролики, и комбинацию живых съемок с нейросетевой графикой. Это фактически начало технологической революции.
Есть и менее заметные, но не менее значимые моменты. Например, в агитационно-печатных материалах часто встает вопрос прав на шрифты. Если лицензии нет, нейросеть позволяет сгенерировать новый шрифт и зарегистрировать его как собственный. На первый взгляд такие детали кажутся мелочами, но именно из них складывается практика применения технологий.
Какие выводы должны сделать партии по итогам этой кампании?
— Мы видим потерю интереса избирателей к единению под внешними угрозами. Избиратели снова хотят делать выбор. Даже если мы говорим о поддержки СВО, то все партии поддерживают донбасский консенсус и фронт.
По мнению экспертов, кампания этого года показала, что теряется интерес к «хайпу» в политике. Разделяете ли вы это мнение?
— Эффективнее сосредоточиться на ограниченном числе тем, но работать с ними профессионально. Когда кандидат распыляется по повестке, он не доносит ничего конкретного до избирателя, а проблем в стране и без того хватает – прежде всего экономических.
Ну, прошел кандидат по бордюру на руках – и что? Это поможет людям решить вопросы с кредитами?
Постепенно снижается и интерес к искусственным попыткам привлечь внимание избирателей через всяких «чебурашек» в бюллетенях. Люди хотят сами делать выбор, без дешевого хайпа, который уже не вызывает отклика.
Согласны и вы с тем, что партии испытывают недостаток в рабочих, проходных кандидатах? Может ли получится так, что некого будет выдвигать?
— Согласен, и это связано с тем, что в стране началась масштабная борьба с коррупцией. Лоббировать и продвигать свои интересы через власть стало очень опасно. Люди из бизнеса понимают, что могут попасться на злоупотреблении своим служебным положением.
Власть – это не преимущество, а большие сложности. Материальный интерес ко власти падает, туда идут те, кто готов служить.
В таком случае, насколько сегодня весом статус депутата Госдумы? В преддверии выборов, как вы считаете, в Думу захотят пойти бизнесмены, актеры, спортсмены?
— Для бизнеса – определенно неинтересно. Бизнесменам проще иметь нескольких «своих» депутатов, которые могут решать политические вопросы и помнить, как и с чьей помощью попали в политику, чем идти туда самим.
Фото: ФедералПресс / Артем Тутов


