Ровно 71 год назад, 27 сентября 1954 года, вблизи новосибирского аэропорта произошла авиакатастрофа. При заходе на посадку самолёт Ил-12 врезался в склон оврага и полностью разрушился. Крушение унесло не один десяток человеческих жизней. В траурную годовщину «ФедералПресс» вспоминает детали трагедии.
Что известно о самолете
Ил-12 (в народе междугородний автобус) – двухмоторный низкоплан – входит в категорию пассажирских самолётов. До вывода из эксплуатации в 1968 году в СССР использовался для перевозок малой и средней протяженности. Максимальная скорость при полете на высоте: чуть больше 400 км/ч, у земли: до 366 км/ч.
Печально известное судно с заводским номером 30086 принадлежало компании «Аэрофлот» и было запущено в 1947 году ММЗ «Знамя Труда». На момент катастрофы лайнер прослужил семь лет
Как это было
27 сентября 1954 года самолет выполнял стандартный пассажирский рейс по маршруту Южно-Сахалинск – Москва. На пути следования судно должно было совершить две промежуточные посадки: в Красноярске и Новосибирске. До первой точки самолет добрался благополучно и уже в 22.17 по местному времени судно покинуло красноярский аэропорт.
Проблемы начались на подлете ко второй промежуточной точке. В 00.12 новосибирские метеостанции сообщили об ухудшении погодных условий. Из-за возникшей туманности видимость с 4-10 километров упала до 300 метров. В 00.20 на сильную облачность обратили внимание члены экипажа. При этом, уведомление о густом тумане руководитель полетов получил только в 00.25. Ситуация не улучшалась и, несмотря на плохую видимость, пилоты приняли решение о посадке по намеченному плану. В зону аэропорта в Новосибирске судно вошло в 00.27.
Посадка судна стала и вовсе фатальной. При первом заходе с необорудованной южной стороны закончился промахом в 300 метров от взлетной полосы. Пилот принял решение идти на второй круг и… снова промах. Лайнер задел деревья, повредив винты и левое крыло. Самолет вышел из строя и, врезавшись в крутой склон оврага, попросту раскололся.
В момент крушения на борту Ил-12 находилось 29 человек: 24 пассажира и пять членов экипажа. Не выжил никто.
О причинах катастрофы
Трагический исход полёта, кажется, был предопределен. Первым фатальным нарушением стал поздний доклад дежурного синоптика об ухудшении погодных условий. Казалось бы, что решают 10 минут? Как выяснилось позже – многое.
Второй глобальной ошибкой стали действия (и бездействия) руководителя полетов и начальника аэропорта. Первый нарушил стандартные инструкции и отказался менять маршрут до запасных аэродромов: Кемерово или Барабинск. Начальник аэропорта, зная о первой неудачной попытке, не пресек последующую. Он не интересовался погодными условиями и не приехал на аэродром.
Не обошлось и без технических промахов. Как говорилось ранее, южная сторона не была оборудована для приема самолетов.
Официальной версией трагедии стали ошибки профильных служб.
Другие авиакатастрофы с Ил-12
К сожалению, вышеописанная трагедия – далеко не единичный случай. Так, 24 августа 1949 самолет Ил-12 выполнял из Алма-Аты в Читу. В 16.58 по местному времени лайнер совершил промежуточную посадку в Красноярске. Затем судно направилось к конечной точке через Иркутск. Важно указать, что экипаж получил прогноз о сложных погодных условиях с обледенением.
После пролета Иркутска, следуя на высоте 2400 метров, экипаж неожиданно снизился до 1200 метров. В 05:12 связь с самолетом прервалась. Лайнер, пролетая в горной местности (восточный Хамар-Дабан), на высоте 1200 метров врезался в склон горы Кабанья, полностью разрушился и сгорел. Все 14 человек, находившиеся, на борту погибли.
Комиссия установила, что технически самолет был исправен. Точная причина катастрофы до сих пор неизвестна.
Еще одна катастрофа произошла 11 августа 1953 года. Тогда лайнер совершал рейс из Красноярска в Омск. Сразу после вылета, в 08:45, на высоте в тысячу метров, произошел отказ левого двигателя. Экипаж предпринял попытку вернуться в аэропорт вылета, но при заходе на посадку допустил ошибку и ушел на второй круг. При повторном наборе высоты самолет вошел в крутой левый крен, потерял скорость и рухнул на землю в двух с половиной километрах от взлетно-посадочной полосы. Фюзеляж разрушился. В результате катастрофы погибли 7 человек: 4 члена экипажа и 3 пассажира. Еще 9 человек, включая штурмана, получили ранения.
Комиссия установила, что причиной трагедии стала недостаточная подготовка экипажа к полетам на одном двигателе, усугубленная технической неисправностью.
Ранее «ФедералПресс» вспоминал подробности авиакатастроф под Новосибирском и Стрежевым. Ценой трагедий также стали человеческие жизни.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева


