В Москве завершается «Российская креативная неделя» в национальном центре «Россия». В рамках форума прошло свыше 60 сессий и выступили более 350 спикеров: представители министерств и ведомств, Администрации президента и бизнеса, продюсеры, блогеры, дизайнеры и многие другие. Основной темой мероприятия стало развитие креативного сектора экономики, были подведены итоги работы за пятилетний период. О том, как прошла «Российская креативная неделя» – читайте в материале «ФедералПресс».
Драйвер для экономики
Креативные индустрии начали активно развиваться в нашей стране с 2020 года. Новый сегмент охватил разные творческие сферы, став важным драйвером развития экономики страны. Ее ядром стали творцы-инноваторы, которые в развитии своих продуктов уделяют большое внимание смыслам и традиционным ценностям, соединяя вместе современные технологии, нестандартные решения и наделяя их новыми смыслами.
На пленарной сессии «Государство-визионер: новая философия интеллектуально-креативного лидерства России» директор форума и президента АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш призвала всех осознать, что ценностно-ориентированная экономика – драйвер развития страны.
Губернатор Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев отметил, что в России традиционные ценности оказались во главе угла креативной экономики. «В России, с ее национальным многообразием, смыслов очень много – это и есть традиционные ценности, нам остается только показать их всему миру», – сказал политик.
![]()
По его словам, это важно в условиях глобальной потери смыслов в мире. Участники пленарной сессии убеждены, что через креативные индустрии бизнес может вести своеобразный экспорт культурного кода в другие страны, делать уникальные и узнаваемые продукты, которые будут ассоциироваться с Россией.
«Мы интересны миру. Несмотря на санкции, мы видим, как растет интерес к нашим ценностям. Это открывает окно возможностей для креативной экономики» – сказала на пленарной сессии генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Именно АСИ стала задавать стандарты сегмента креативных индустрий, а в 2024 году был принят федеральный закон, который дал региона важные инструменты для развития и поддержки этого сектора.
![]()
Президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш в кулуарах форума заметила, что за последнее время тема креативных индустрий для россиян стала востребована и понятна. По ее словам, креативная экономика развивается не только в мегаполисах, но и в малых городах страны.
Начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков подчеркнул, что тиражированием лучших практик в креативной сфере заняты все регионы, а государство оказывает им поддержку через Президентский фонд культурных инициатив.
«Для некоторых регионов развитие креативных индустрий стало частью экономической модели, связано с ресурсами, с тяжелой промышленностью», – сказал Новиков.
Что произошло с креативной экономикой за пять лет
Отдельная сессия форума была посвящена итогам развития креативной экономики за последние пять лет. В этом секторе заняты более 4,6 млн человек, а его вклад в ВВП страны в 2024 году составил 7,5 трлн рублей.
Заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова заметила, что в 2020 году объем креативного сектора составлял 3,2% ВВП страны, а задействовано в нем было значительно меньше людей – 3,5 млн человек. Она подчеркнула, что креативные индустрии помогают концентрировать капитал, диверсифицируют экономику и повышают конкурентоспособность бизнеса.
«Наша задача не столько помогать, сколько не мешать индустриям расти большим темпами», – сказала Илюшникова.
![]()
Лидерами сектора креативных индустрий в 2024 году стали Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Наиболее низкие показатели в регионах оказались в Ингушетии. Татьяна Илюшникова подчеркнула, что региональные власти не везде привыкли к креативной экономике.
В кулуарах форума первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко заявил «ФедералПресс», что за последние пять лет государство развернулось лицом к креативным индустриям: уже полгода действует федеральным закон, определен федеральный орган по формированию политики в сфере креативной экономики – Минэкономразвития.
«Почти в трети субъектов приняты законы о развитии креативных индустрий. Наша задача сейчас – выстроить систему региональной поддержки и выявить барьеры, которые тормозят развитие отрасли», – сказал Кравченко.
![]()
Директор форума и президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш заметила, что сектор креативных индустрий за последние пять лет показал активное развитие. По ее словам, наибольшую прибыль в нем приносит IT-отрасль – на нее приходится около 30% всей креативной экономики, на втором месте – медиа и реклама, а на третьем – гастрономическая отрасль
«Очень большой потенциал у модной индустрии, у анимации и киноиндустрии. Креативная индустрии приносит триллионы рублей, но это не только экономические эффекты, но и большие социальные эффекты для регионов, которые занимаются креативной экономикой», – сказала Монгуш «ФедералПресс»
Участники форума сходятся во мнении достичь показателей доли креативных индустрий в ВВП страны в 6% вполне реально.
Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников


