Южноуральские энергетики заявили о реальных проблемах из-за спада промпроизводства и последовавшим за ним потреблении электроэнергии. При этом затраты на инвестиции в 2025 году при тарифном регулировании будут учитываться только в 2027 году. Собственная заводская генерация имеет тенденцию к наращиванию. По мнению системного оператора единой энергетической системы (СО ЕЭС), сегодня продление ресурса существующих мощностей порой выгоднее, даже если их техническая эффективность и готовность ниже. Действительно ли энергетики входят в пике и нужно ли актуализировать подход к оценке старой и новой генерации – в материале «ФедералПресс».
Сложности энергетиков в Челябинской области
Проблемы южноуральских энергетиков обсуждались на недавнем заседании комитета по тарифам, взаимодействию с естественными монополиями и энергетической политике Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области.
По словам члена правления СПП, заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области Павла Киселева, нынешняя модель развития энергетики России изначально создавалась под несколько условий, в числе которых: избыточное предложение оборудования, избыточный капитал или источники инвестиций. Сейчас эту систему нужно адаптировать к ограничениям сегодняшнего дня и по поставкам оборудования и по финансированию проектов.
По информации директора Челябинского филиала РДУ АО «СО ЕЭС России» Павла Пивоварова, за 8 месяцев с начала года потребление электроэнергии сократилось на 4,3 %. В отраслевом разрезе, за 7 месяцев, в металлургии снижение составило 5,9 %, в машиностроении – на 6,6 %, в добывающей отрасли – на 0,8 %, в сельском хозяйстве – на 10 %. Согласно показателям «год к году», энергопотребление выглядит следующим образом: в 2021 году в сравнении с 2020 годом зафиксирован рост – на 3,7 %, в 2022 году – снижение на 0,8 %, в 2023 году – увеличение на 4,5 %, а в 2024 году – снова минус на 0,8%.
«Возможно, настало время актуализировать подход к оценке старой и новой генерации. Если ранее считалось что новая высокоэффективная генерация заведомо лучше старой, то сейчас практика показывает, что продление ресурса существующих мощностей порой выгоднее, даже если их техническая эффективность и готовность ниже», – заявил председатель правления Системного оператора единой энергетической системы Федор Опадчий.
По его мнению, в современных условиях ограничения ресурсов необходимо искать новый баланс между безусловным обеспечением энергией планируемых производственных проектов и встречными обязательствами инвесторов по их реализации. Если сохранять нынешнюю логику по которой каждый новый объект должен быть обеспечен энергией без оглядки на реальность, то это может привести либо к снижению надежности всей энергосистемы, либо к перекладыванию рисков и дополнительных затрат на существующих потребителей.
По мнению заместителя губернатора Челябинской области Татьяны Кучиц, у энергетиков возникнет необходимость привлечения заемных средств для обслуживания ранее привлеченных кредитов по существующей высокой ставке. При этом затраты на инвестиции в 2025 году при тарифном регулировании будут учитываться только в 2027 году.
Заместитель главного инженера по технологическому развитию и инновациям «Россети-Урал» – «Челябэнерго» Сергей Годунов отметил, что ситуация с недофинансированием технологических присоединений сложная. Суммы недофинансирования большие и скорее всего, будет разработана программа тотального снижения расходов по всем статьям. Даже при небольшом снижении полезного отпуска электроэнергии энергокомпания ощущает реакцию по снижению расходов.
При этом собственная заводская генерация имеет тенденцию к наращиванию и происходит снижение потребления у сетевой компании. Больше энергии стали вырабатывать энергомощности АЗ «Урал», ЧЭМК, ЮГК и других предприятий.
Подводя итоги обсуждения, Павел Киселев отметил, что «у энергетической отрасли нет реальных механизмов выживания, поскольку, в отличии от металлургии энергетики не могут работать на склад». Лаг в два года для компенсации выпадающих расходов может нанести заметный ущерб экономики энергокомпаний. Он также предложил проанализировать возможности и ресурсы СПП и субъекта РФ с точки зрения полномочий, чтобы повлиять на ситуацию, сообщает пресс-служба регионального СПП.
«Энергетика и промышленность тесно связаны друг с другом, поэтому мы и наблюдаем цепную реакцию падения экономических показателей сначала в реальном секторе экономики, а потом и в ТЭК», – говорит исполнительный директор СПП, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.
Отметим, объемы промпроизводства в Челябинской области за 8 месяцев 2025 года снизились на 4,6 % в сравнении с аналогичным периодом прошлом года.
Что касается механизмов отраслевой поддержки, в частности, энергоотрасли, то, по словам Александра Гончарова, вопрос не простой и требует серьезной проработки. При этом он разделяет точку зрения многих коллег – производственников: лучшей поддержкой является прекращения подавления спроса в экономике с помощью высокой ключевой ставки и запретительных ставок по кредитам. Бизнес-омбудсмен надеется, что совсем скоро Банк России снизит ключевую ставку (сейчас – 17 %), и экономика снова начнет расти.
Нужно ли строить новые энергомощности
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что ранее уже неоднократно говорилось о том, что собственная генерация компаний будет развиваться.
«Это связано не только с тем, что их не устраивали тарифы энергетиков, но и для диверсификации бизнеса, получения нового источника доходов. Своя генерация повышает энергонезависимость компаний, улучшает их финансовые результаты, у компаний могут появиться новые партнеры, которые могут стать покупателями их основной продукции, а не только производимой ими электроэнергии», – комментирует «ФедералПресс» эксперт.
В такой ситуации положение у энергетиков остается сложным, говорит он: крупные клиенты уходят, денежный поток уменьшается, у них остается много небольших потребителей, которые не могут позволить себе собственную генерацию и население. Всех их энергетики должны обеспечивать электроэнергией и теплом, а также реализовывать инвестиционные программы, и для выполнения этих задач энергетики вынуждены брать подорожавшие кредитные ресурсы, что приводит к ухудшению их положения. Кроме того, нельзя забывать о росте стоимости на различные товары и услуги, которые используют энергетики в своей деятельности, нехватке кадров, различные внешние ограничения, так что ситуация в энергетике действительно непростая.
По мнению Дмитрия Баранова, предложение СО ЕЭС актуализировать подход к оценке старой и новой генерации логичное по целому ряду причин, в первую очередь оно позволит точнее учитывать особенности разных видов генерации, их свойства и характеристики в зависимости от их состояния и возможностей.
«У инвесторов появится больше мотивации для строительства новых, более эффективных мощностей, отвечающих высоким экологическим стандартам. Уменьшатся риски создания избыточных мощностей на рынке, он станет более сбалансированным. Кроме того, генерация на основе возобновляемых источников энергии прочнее закрепится в отрасли, ее роль вырастет. В целом, создание новых подходов к оценке генерации будет способствовать развитию эффективной и устойчивой энергетической отрасли», – считает Дмитрий Баранов.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов отметил, что проблемы энергетики Южного Урала формировались много лет подряд и, по сути, их можно свести к двум основным: нехватка инвестиций на модернизацию действующих мощностей и строительство новых, и задолженность потребителей. Например, в сентябре «Россети Урал» приняли решение ограничить снабжение электроэнергией водоканала Златоуста из-за долга более чем 45 млн рублей.
«Но поднять тарифы для увеличения доходов, необходимых для реализации перспективных проектов, энергетические и электросетевые организации не могут, равно как и не могут бесконечно накапливать долги, фактически дотируя своих клиентов», – заявил «ФедералПресс» эксперт.
Поэтому в сложившихся условиях, по его мнению, возможно, реально не остается продлевать сроки работы эксплуатируемых мощностей, нежели создавать новые – у них период окупаемости может оказаться слишком длительный. Правда, тогда и риски аварий будет расти во времени – у любого оборудования есть предел, за которым оно выходит из строя.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов


