Социальные сети плотно вошли в жизнь людей. Многие настолько привыкли листать ленту, что не готовы отказываться от этого даже в рабочее время. Однако юристы предупреждают: такое времяпрепровождение может быть классифицировано как дисциплинарный проступок со всеми вытекающими последствиями вплоть до увольнения. О том, где грань между кратким перерывом и нарушением, – в материале «ФедералПресс».
Что грозит за просмотр соцсетей в рабочее время
В современном офисе, где компьютер является основным инструментом, граница между рабочим и личным пространством зачастую размыта. Многие сотрудники уверены, что быстрая проверка соцсети или короткое общение в личном чате в мессенджере – это невинная пауза, аналог перекура. Однако с точки зрения трудового законодательства такая трактовка может оказаться ошибочной.
Как пояснил юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский, рабочее время – это период, в течение которого сотрудник обязан исполнять свои прямые трудовые обязанности, прописанные в договоре. Чтение социальных сетей и переписка в мессенджерах обычно не входят в трудовые обязанности и не должны оплачиваться работодателем. Исключение тут может быть только для SMM-менеджеров. В общем случае в свободном распоряжении работников находится лишь обеденный перерыв, пишет RT со ссылкой на эксперта.
Ключевым моментом является внутренняя политика компании. Работодатель имеет полное право регламентировать использование интернета и корпоративных устройств. Конкретные положения, касающиеся таких запретов, устанавливаются локальными нормативными актами, с которыми сотрудники должны быть ознакомлены в момент заключения трудового договора.
Если в правилах внутреннего трудового распорядка или в дополнении к договору четко указано, что служебный интернет-трафик и компьютерное оборудование предназначены исключительно для рабочих задач, то любое отступление от этого правила является дисциплинарным проступком. В арсенале начальства весь спектр дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом: замечание, выговор и как крайняя мера – увольнение.
Таким образом, разовое нарушение вряд ли приведет к моментальному расчету, но станет первым шагом на этом пути, особенно если будет задокументировано.
Сколько времени отнимают рабочие чаты
Парадокс современной цифровой этики заключается в том, что сам работодатель часто отвлекает сотрудников. Данные исследования, проведенного сервисом SuperJob, посвящены рабочим коммуникациям в Петербурге и указывают, что мессенджеры часто становятся основной рабочей средой.
Среднестатистический сотрудник тратит на переписку в рабочих чатах около 27 % своего рабочего дня. Это эквивалентно более чем двум часам при стандартном восьмичасовом дне. При этом 15 % респондентов признались, что чаты «съедают» у них более половины рабочего времени. Наиболее вовлеченной в цифровую коммуникацию оказалась молодежь до 35 лет, которая тратит на чаты 32 % времени против 22 % у коллег старше 45.
При этом большинство (70 %) считает, что мессенджеры скорее помогают работе. Но эта доля снижается по мере роста нагрузки: среди тех, кто тратит на чаты более половины рабочего времени, помощь чувствуют 62 %, вред – 21 %. Для сравнения, среди тех, кто тратит на переписку до 10 % времени, мессенджеры мешают лишь 7 %.
Рекомендуем также прочитать на «ФедералПресс» о том, как доказать начальству опоздание на работу из-за непогоды и избежать штрафа.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


