24-летняя Анна около двух лет работает в школе, преподает русский язык и литературу. Учительница рассказала, с какими проблемами сталкиваются педагоги в начале карьеры: неуважение учеников, недоверие старших коллег и родителей, а также мизерные зарплаты, не позволяющие построить собственное будущее.
Не принимают за взрослого
Молодая учительница начала работать в школе в марте два года назад. Сначала ей доверили восьмые классы, которые долгое время оставались без преподавателя, и она вела у них уроки только последнюю четверть. Затем в прошлом году она работала с шестыми и седьмыми классами, а в последнее время преподавала в пятых классах.
«Особенно трудно работать именно с седьмыми и восьмыми классами: пик подросткового возраста. Дети пытаются самовыражаться, протестовать. У них считается крутым материться, шутить ниже пояса. Это тяжело для молодого педагога. Возникает ощущение, что во мне видят старшую сестру, а не учителя: постоянно переходят на разговоры личного характера во время урока, игнорируют задания», – приводит ее слова VLADIVOSTOK1.ru.
При этом она отметила, что подростки иногда приходят к ней в свободное время обсудить фанфики, поскольку более взрослые учителя не разбираются в этой теме. Тем не менее, по ее словам, после рабочего дня она часто уходит из школы «как выжатый лимон», так как в течение дня старалась уделять время каждому ребенку.
Непонимание в коллективе
Анна отметила, что молодые педагоги часто сталкиваются с предвзятым отношением со стороны старших коллег. В частности, в коллективе ей бывает некомфортно из-за того, что ее воспринимают как «школьницу».
Она привела в пример инцидент, произошедший в школьном кабинете английского языка, разделенном на два изолированных помещения для занятий разных групп. В связи с отсутствием свободных классов в тот день, ее с учениками седьмого класса направили в одно из помещений, тогда как в соседнем уже проходил урок с другим классом.
«Их учитель недовольно посмотрела на нас и как будто с барского плеча дала разрешение: «Проходите, только сидите тихо, не мешайте». Будто бы у нас не такое же право на урок, как у них», – посетовала педагог.
Отношение родителей
Учительница отметила, что особо вопиющих ситуаций с родителями у нее не происходило, поскольку очные встречи происходят нечасто. Основные трудности в общении с родителями связаны с их общим отношением к педагогам.
«Мы обязаны всем, а вот прав и рычагов давления не осталось. Как воспитывать детей, если их не напугаешь ни замечанием в дневник, ни докладной на имя директора? Они знают, что никто не может их отчислить, пока они не получат аттестат об окончании девяти классов. Отсюда вседозволенность. Как только просишь родителей посодействовать, отвечают, что поддерживать дисциплину – наша обязанность», – поделилась педагог.
Она рассказала о двух конфликтных ситуациях с родителями. В первом случае мама семиклассника пожаловалась на рисунки сына на полях рабочей тетради. Во втором инциденте, когда учительница в шутливой форме пожурила шумящих на уроке мальчика и девочку выражением «сладкая парочка», мама одной из девочек позвонила с возмущением, считая подобное обращение неподобающим.
«Все дети знают: на моих уроках никогда не прозвучит оскорбление в их адрес. Если такая безобидная вещь, которая нашим поколением была бы воспринята как шутка, задела чувства родителей, я боюсь даже слово лишнее сказать», – пожаловалась Анна.
Выгорание
«Сейчас я выгорела. Хотя молодой специалист и только пришла. Тяжело отдавать всю себя, старательно готовиться к урокам, делать презентации, когда это не ценят. Ты приходишь с горящими глазами. Не хочешь кричать, унижать, оскорблять, добавлять детям проблем. Мои благие намерения ни к чему хорошему не привели», – заключила учительница.
После полученного опыта она пришла к мнению, что работа в школе не оправдывает ни эмоциональных затрат, ни финансовых ожиданий. Она вынуждена снимать квартиру, обеспечивать себя, находить время и средства на отдых и хобби, однако заработной платы педагога не хватает для покрытия всех этих расходов. По этой причине она не планирует оставаться в системе образования, особенно учитывая, что, по ее наблюдениям, «ничего в системе не меняется».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


