12 ноября 1979 года в небе над Южно-Сахалинском развернулась трагедия. Военно-транспортный самолет, заходивший на посадку, неожиданно потерял управление и рухнул на землю. Катастрофа унесла жизни всех пассажиров и членов экипажа, а ее подробности долгие годы были скрыты от общественности.
Роковой полет
Военно-транспортный самолет Ил-14 Министерства обороны СССР, принадлежавший отдельному Сахалинскому пограничному авиаполку, выполнял плановый перелет по маршруту Владивосток – Южно-Сахалинск. На борту воздушного судна находились 5 членов экипажа и 23 пассажира – командный состав и политработники пограничных частей, возвращавшиеся с Военного совета во Владивостоке.
При заходе на посадку в сложных метеорологических условиях, характеризовавшихся сильной метелью с порывистым ветром, самолет неожиданно потерял скорость и рухнул на землю. Катастрофа произошла в ночное время в поле, расположенном в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта, недалеко от поселка Новотроицкое.
Согласно официально установленной версии, трагедия стала следствием сочетания нескольких факторов: критического ухудшения погодных условий и ошибки экипажа, не сумевшего справиться с управлением в экстремальной ситуации. Сильная метель с порывистым ветром создала сложные условия для пилотирования, что в конечном итоге привело к потере контроля над воздушным судном. Все находившиеся на борту люди – как члены экипажа, так и пассажиры – погибли мгновенно в результате столкновения самолета с землей.
Воспоминания и часы отца
Среди погибших были высокопоставленные офицеры пограничных войск: начальник 52-го сахалинского погранотряда полковник Васильев, командир и замполит Корсаковской 9-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей капитаны 2-го ранга Долин и Тихомиров. Расследование обстоятельств происшествия с самого начала велось в обстановке строгой секретности, и подробности трагедии остаются недоступными для широкой общественности до настоящего времени.
Сын одного из погибших делился своими воспоминаниями о том трагичном дне. Ему тогда было семь лет, и многое он помнил со слов матери и старшего брата.
«Мой отец, Васильев Виталий Иванович, полковник, начальник 52 сахалинского погранотряда (в/ч 2067), 12.11.79-го возвращался с совещания из Владивостока вместе со многими офицерами. Пассажирами самолета отдельного авиаполка погранвойск также были многие офицеры – командиры и замполиты почти всех дивизионов морских сил ПВ Сахалина, вышестоящее начальство отца (кто не знаю, но из КТПО кто-то, кажется генерал). Отец должен был возвращаться гражданским рейсом из Владивостока, у него еще были дела там, но начальство его уговорило лететь на том самолете».
Примерно между 20:00 и 21:00 часами семья ожидала возвращения отца. Мать, работавшая в отделе кадров авиаполка и знавшая точное время прилета, указала детям на огни самолета. Однако в итоге так и не дождавшись главу семейства, они легли спать. Около полуночи приехали люди и сообщили о гибели отца. Количество жертв он запомнил со слов брата и матери – во время прощания в гарнизоне находилось 28 гробов.
«Слышал потом, что у самолета при первой попытке посадки не вышла стойка шасси. Он пошел на второй круг и при второй попытке посадки разбился. Вроде как ошибка пилотов плюс порыв сильного ветра. Отец был единственный, кого хоронили в открытом гробу. Его перед взрывом выкинуло из самолета. Остальных собирали по фрагментам. Часы с его руки у меня есть – там только трещина на стекле появилась», – писал сын Васильева В. И.
Эта трагедия стала одним из самых тяжелых происшествий в истории сахалинского пограничного гарнизона. Даже спустя десятилетия катастрофа остается незаживающей раной для семей погибших и символом безвозвратной потери – не только 28 жизней, но и целого поколения командиров, которые могли бы еще долго служить на защите рубежей страны.
Ранее «ФедералПресс» писал, как и где разбивались военные самолеты на Дальнем Востоке.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова


