Представители сферы ЛПК в Красноярском крае пожаловались на трудности, с которыми пришлось столкнуться после введения ограничений на использование иностранной рабочей силы. По их словам, снижение производства и налоговых отчислений можно наблюдать уже сейчас. Насколько обоснованы эти опасения и какие пути выхода из сложной ситуации рассматриваются – изучил «ФедералПресс».
Показатели падают
Лесопромышленные предприятия Красноярского края пожаловались на сокращение объемов производства. Причина – в кадровом голоде, обострившимся после вступления в силу с 1 сентября нынешнего года ограничений для работы иностранных граждан в этой отрасли. В частности, соответствующие обращения в адрес руководства регионального союза лесопромышленников и в органы исполнительной власти уже направили ООО «Ангара Лес», ООО «Спецтех», ООО «Мега», ООО «Сибдрево», ООО «Ангарские лесные ресурсы», ООО «Горлесмет», ООО «Красресурс 24», ИП Гладкович А. И. (Копии документов есть в распоряжении редакции). Некоторые из указанных организаций относятся к категории градообразующих предприятий.
Согласно тексту аналитической записки, подготовленной в преддверии указа об ограничениях, в Красноярском крае 113 организаций лесного комплекса привлекали граждан ближнего зарубежья, а количество занятых здесь на основании патентов иностранцев оценивалось в 1391 человек. Летом нынешнего года Союз лесопромышленников Красноярского края направил в региональное и федеральное правительство и в прокуратуру обращения по поводу складывающейся ситуации, где указывал на риск падения объемов лесопереработки в регионе на 30–50 %, то есть от 1,4 до 1,9 миллионов кубометров в случае сохранения ограничений для иностранцев. А падение налоговых поступлений от отрасли авторы прогнозировали на уровне 70 %, то есть почти 1,8 миллиарда рублей в год.
В Союзе лесопромышленников Красноярского края сообщили «ФедералПресс», что объемы производства пиломатериалов среди членов Союза в сентябре-октябре уже упали на 20 %, есть примеры отдельных предприятий, где производство сократилось до нуля. Здесь указали на риск, что окончательные данные по этому показателю будут «значительно более драматичными».
Аналогичные запреты вводятся и в других регионах, однако степень их строгости различается. В частности, в соседнем лесном регионе – Иркутской области, – иностранцам также запретили работать по большенству профессий. Тем не менее, для них по-прежнему доступны такие виды деятельности, как распиловка древесины и продажа пиломатериала. В связи с этим некоторые красноярские предприниматели рассматривали возможность перерегистрации в Приангарье. Последовали пояснения от МВД, что в этом случае мигранты не смогут работать за пределами указанного региона в том числе на условиях субподряда, поделился президент Союза лесопромышленников Красноярского края Павел Капитанов.
«Мы понимаем, что есть общероссийский тренд и готовы под него перестраиваться. Но чтобы найти альтернативы иностранной рабочей силе потребуется от полугода до года. Мы хотели бы получить хотя бы отсрочку по исполнению указа и уже ведем переговоры со структурами, через которые могли бы компенсировать недостаток рабочей силы, например, ГУФСИН по Красноярскому краю. Опасение вызывает тот факт, что запрет введен без учета мнения предприятий лесопромышленного комплекса. О запрете все узнали постфактум, когда указы уже были подписаны. В условиях масштабного кризиса в лесопереработке необходимость таких решений вызывает сомнения, при том, что предприятия готовы предпринимать любые необходимые меры по контролю за иностранными работниками и содействию органам МВД в данной части. Попытки привлечь иностранную рабочую силу из стран ЕАЭС, в частности, граждан Кыргызстана, не увенчались успехом. Складывается патовая ситуация, когда предприятия не могут продолжить работу с прежним объемом, при том, что объем обязательств по кредитам, выплате заработной платы работникам и оплаты поставщикам не уменьшились. Многие компании сталкиваются с риском несостоятельности и закрытия производств», – подытожил Павел Капитанов.
В чем причины
В министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края в ответ на запрос «ФедералПресс» затруднились назвать количество иностранных граждан, занятых в отрасли до введения ограничений, а также оценить экономический эффект от новых правил.
«На экономическую ситуацию в лесной отрасли, а именно, снижение объемов производства на предприятиях ЛПК повлияли следующие факторы: наложенные санкции недружественных стран, высокая стоимость обслуживания кредитных обязательств, удорожание операционной деятельности, логистика и низкие цены на пиломатериалы на рынке КНР. Провести анализ экономического эффекта в части установления запрета на привлечение на работу иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, не представляется возможным», – прокомментировала пресс-секретарь ведомства Анастасия Пчелкина.
Кроме того, она сообщила, что после вступления в силу соответствующих указов информация о кадровом дефиците от организаций лесной отрасли в министерство не поступала.
«На текущий момент восполнением кадрового дефицита на предприятиях края за счет региональных трудовых ресурсов занимается агентство труда и занятости населения Красноярского края», – добавила она.
Как отразится на бюджете
Заместитель председателя комитета законодательного собрания Красноярского края по природным ресурсам и экологии, старший научный сотрудник СФУ и СО РАН, кандидат экономических наук Юрий Захаринский рассказал «ФедералПресс», что в его адрес жалобы и обращения от представителей отрасли на данный момент не поступали.
«В период обсуждения нововведений поднималась тема возможной отсрочки, чтобы предприниматели могли перестроиться. Тогда это предложение министерством принято не было. Сейчас вводить этой отсрочку уже поздно и не имеет смысла», – рассуждает он.
Парламентарий уточнил, что информации о снижении объемов производства и налоговых платежей к нему не поступало, однако этот вопрос необходимо учитывать при формировании бюджета на 2026 год.
«Надо понимать, что ЛПК имеет свою сезонность. Лесозаготовка здесь начиналась обычно осенью, но с учетом глобального потепления в этот раз может начаться и в январе. Лесопереработка того, что было заготовлено в прошлый сезон, на данный момент уже завершена. Соответственно, говорить о снижении объемов производства пока некорректно. Однако при формировании бюджета на будущий год депутаты в рамках работы профильных комитетов будут поднимать вопрос, как могут отразиться вступившие в силу ограничения на планируемых налоговых поступлениях с этой сферы», – резюмировал он.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова


