Большой поток машин, которые готовятся ко ввозу на территорию России, продолжает идти через границу РФ с Казахстаном и Китаем. Ситуация сложилась из-за ажиотажного спроса перед изменением правил утильсбора и продлится до конца ноября, пока действуют старые нормы исчисления платежа. По данным автодилеров, многие покупатели рискуют не успеть с растаможкой до 1 декабря: по данным на середину ноября, в очереди на отправку в Россию скопилось порядка 3–4 тысяч автовозов.
Пробка из автовозов
По данным «Коммерсанта» и издания «За рулем», сейчас на границе России с Казахстаном и Китаем скопились очереди из автовозов – до четырех тысяч штук. Наибольшее скопление транспорта наблюдается на казахстанском направлении, через которое осуществляется основной транзит китайских автомобилей. Здесь, по разным данным, ожидают въезда от 2,5 до 9 тысяч грузовых автомобилей.
Как уточняет портал «За рулем», ситуацию осложняет распространение системы платной электронной очереди, места в которой активно скупаются с использованием ботов. Время ожидания в очередях увеличилось на треть по сравнению с прошлым месяцем, а многие логистические компании характеризуют текущее положение как критическое.
При этом Федеральная таможенная служба не подтверждает информацию об очередях: в связи с ажиотажем перед повышением ставок утильсбора таможенные органы приняли оперативные меры, и существующие мощности позволяют обеспечить таможенное оформление большего количества транспортных средств, чем ввозится.
«Например, за 17 суток ноября таможенниками Уссурийска оформлено 6 592 авто. Это в 3,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 28 % больше, чем за весь ноябрь 2024 года», – рассказали в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления редакции «ФедералПресс».
Там же уточнили, что 17 ноября на Уссурийский таможенный пост подано 449 пассажирских таможенных деклараций (ПТД), а накануне – 16 ноября – только 124 ПТД. При этом таможня может ежедневно оформлять свыше 600 ПТД.
В Уссурийской таможне напомнили тем, кто ввозит автомобили в Россию, о необходимости активно подавать пассажирские таможенные декларации. Особенно в выходные дни, когда их количество заметно снижается. Кроме того, чтобы таможенные органы оперативно выпустили автомобиль, необходимо заблаговременно вносить денежные средства на лицевые счета.
До декабря не успеть
Вместе с тем некоторые логистические операторы фиксируют положительные сдвиги – на китайском направлении грузопоток сокращается. Статистика ФТС свидетельствует о значительном росте импорта: через приморские пункты пропуска в начале ноября прибыло вчетверо больше автовозов, чем за аналогичный период прошлого года.
Основным вызовом остается предстоящее изменение правил с 1 декабря, когда для легковых автомобилей мощностью свыше 160 л. с. будет действовать коммерческая ставка утильсбора. Льготный тариф в 3400 рублей сохранится только для машин с двигателем до 160 л. с.
При этом ключевым условием является прохождение таможенного оформления до указанной даты. Даже при наличии договора купли-продажи владельцы автомобилей, не успевшие завершить таможенные процедуры до 1 декабря, будут обязаны оплачивать сбор по новым повышенным ставкам. В сложившейся гонке со временем значительная часть импортеров может не уложиться в установленные сроки.
Между тем, российский рынок подержанных автомобилей установил исторический рекорд в октябре 2025 года, достигнув максимального показателя за все время наблюдений с 2007 года. Объем продаж составил 653 тысячи автомобилей с пробегом, что на 18 % превышает результат сентября.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова


