Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Путин поручил правительству и регионам обелить экономику: каких мер ждать

Путин
Путин потребовал кардинально сократить нелегальную занятость

Президент Владимир Путин поставил перед правительством и регионами задачу обеления национальной экономики, поручив сократить нелегальную занятость, упорядочить наличный оборот и закрыть серые схемы в торговле и услугах. Финансово-экономический блок уже подготовил план действий, а эксперты отмечают: курс на обеление может затронуть самозанятых, цифровую торговлю и схемы оптимизации через ИП. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Как «обеление экономики» стало главной задачей Кремля на 2026 год

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 8 декабря Владимир Путин сформулировал «обеление национальной экономики» как одну из шести системных задач для правительства и регионов на следующий год, поставив ее в один ряд с демографией и структурной перестройкой экономики.

«Системная задача, которую я хочу обозначить перед правительством и регионами на будущий год, — это обеление национальной экономики, то есть развитие прозрачной, конкурентной деловой среды. Соответствующий план правительством уже подготовлен», — сказал президент.

При этом сигнал из Кремля был достаточно конкретным. Путин потребовал кардинально сократить нелегальную занятость, усилить контроль за оборотом наличных денег и «навести порядок» в незаконном обороте продукции, отдельно предупредив, что речь не идет о массовых рейдах, но о системной зачистке серых схем.

Еще до заседания было объявлено, что отдельный доклад на Совете по нацпроектам подготовил министр финансов Антон Силуанов – именно он представляет план действий по повышению прозрачности финансовых потоков и борьбе с теневыми схемами. Финансово-экономический блок правительства в 2025 году последовательно «подогревал» тему: сначала через дискуссии о серых зарплатах и нелегальной занятости, затем через пакет мер по маркировке импортных товаров, НДС и унификации режимов налогообложения для отдельных категорий бизнеса.

Ключевой контур проблемы власти очертили к осени. По оценке Силуанова, уровень теневой экономики в России составляет около 10–12 % ВВП, и именно здесь заложен резерв для роста бюджетных доходов. Министерство финансов видит основной фронт работы в «организованных рынках» – прежде всего в импорте, где с части товаров по-прежнему не платится НДС, а продукция не промаркирована и не проходит по официальной номенклатуре. Параллельно глава Министерства экономического развития Максим Решетников заявил осенью в Совете Федерации о подготовке дополнительных мероприятий по сокращению теневой занятости и серых зарплат, прямо назвав это частью программы по «обелению» экономики.

Отметим, что в третьем квартале 2024 года в неформальном секторе было занято 15,8 млн человек, что составляет 21,3% от общей занятости. Это рекордный показатель за последние восемь лет, с момента финансового кризиса 2016 года. За год это число выросло на 11,7%, притекло 1,66 млн человек.

Что говорят эксперты

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что курс на обеление экономики на практике уже несколько лет реализуется через смену региональных элит. Он обращает внимание, что в регионах, где «старых» глав субъектов сменили управленцы, ориентированные на работу в логике национальных проектов и тесное взаимодействие с федеральным центром, заметно выросла собираемость налогов.

«Грубо говоря, в регионах со «старыми» губернаторами налоговые поступления были на 20–30% ниже. Как только приходит новый губернатор, эта собираемость налогов резко увеличивается – примерно на треть», – отмечает Колташов.

Эксперт объясняет эту динамику тем, что вместе с уходом прежних команд начинает исчезать так называемая «губернаторская тень» – неформальные схемы, при которых часть бизнеса фактически работала не на бюджет, а на «административные кассы». Формальный налоговый режим в таких условиях заменялся неформальными платежами и договоренностями. С точки зрения Колташова, нынешний акцент Кремля на обелении экономики институционализирует уже запущенный процесс: от губернаторов и правительственных структур теперь ожидают системной ликвидации подобного рода практик.

При этом эксперт подчеркивает, что усиление курса несет в себе риск перегибов. В качестве примера он приводит казахстанский опыт: по рекомендации международных финансовых институтов там был введен жесткий контроль за расходами физических лиц, когда траты, превышающие официально задекларированные доходы, автоматически становились основанием для начисления дополнительных налогов, штрафов и пеней. По оценке Колташова, эта модель обеления на микроуровне трансформировалась в чрезмерное давление на простых граждан и малый бизнес и уже отражается на социальной и экономической устойчивости.

Если проводить аналогии с Россией, эксперт видит главную опасность в попытке перенести подобный подход на отечественную почву – с тотальным мониторингом каждой крупной покупки и жестким доначислением налогов. В его трактовке задача российской власти состоит не в том, чтобы скопировать «казахстанский сценарий», а в том, чтобы зачистить крупные и организованные схемы ухода от фиска, не разрушая при этом ткань повседневной экономической жизни домохозяйств и микропредпринимателей.

Колташов обращает особое внимание на то, что один из первых фронтов обеления неминуемо пройдет по рынку самозанятых и по сегменту цифровой торговли и сервисов. «В некоторых компаниях до 40–60% сотрудников оформлены как самозанятые, что позволяет не платить налоги и обязательные взносы, избегать официальных трудовых договоров и пенсионных отчислений», – говорит эксперт.

В сочетании с распространением схем «разделенного ИП», когда реальный бизнес дробится между родственниками и знакомыми для оптимизации налогов, это формирует обширную зону серой экономики, вокруг которой уже возбуждено множество уголовных дел.

С точки зрения эксперта, нормализация этой ситуации потребует как ограничения функций индивидуального предпринимательства, так и ужесточения контроля за деятельностью компаний в сегменте маркетплейсов, где часто не уплачивается НДС и не соблюдаются базовые требования к учету операций. При этом важным элементом он считает жесткую границу статуса самозанятого: такой налогоплательщик, по его логике, должен оказывать услуги преимущественно физическим лицам и не превращаться в «подмену» штатного работника для крупных фирм по гражданско-правовому договору.

Отдельный блок вопросов, на который указывает Колташов, связан с рынком труда. Он полагает, что гражданско-правовые договоры не должны заменять трудовые отношения там, где фактически речь идет о постоянной занятости. В его представлении самозанятые – это в первую очередь мелкие ремесленники и специалисты, которые со временем могут вырасти до малого предпринимательства, а не скрытые наемные работники, лишенные социальных гарантий. Отсюда вывод: обеление рынка занятости должно включать не только фискальные меры, но и наведение порядка в практике оформления работников.

Экономист Леонид Холод формулирует проблему в более прикладных терминах. Он исходит из того, что теневой сектор в той или иной форме существует всегда, и задача государства – сделать так, чтобы незаконный бизнес перестал быть выгодным. По его логике, пока экономический расчет подсказывает, что уход от налогов приносит более высокую норму прибыли, чем работа в правовом поле, любые кампании по обелению будут наталкиваться на сопротивление и поиски новых лазеек. «Есть разные варианты как это можно сделать. Но надо создать условия, чтобы легальный бизнес был доходным, а нелегальный не был доходным», – резюмирует Холод.

Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.