Единые штабы обороны в регионах и муниципальных образованиях появятся в России на случай введения военного положения на определенных территориях. Руководить ими будут губернаторы и мэры. Опрошенные «ФедералПресс» политологи считают, что федеральные власти пытаются создать для региональных властей специальную зону ответственности в сфере обороны и безопасности. По мнению экспертов, это сократит время для принятия решений в сложных ситуациях и усилит ответственность региональной власти на местах. Читайте подробнее в материале агентства.
По опыту новых территорий
Министерство обороны РФ выступило за создание в регионах единых штабов обороны. Они будут действовать в случае введения военного положения на определенных территориях и объединят функции оперативных и территориальных штабов. Поправки в закон «Об обороне» созданы с учетом опыта новых регионов, где действует военное положение.
Руководство едиными штабами будет возложено на глав тех территорий, где эти штабы будут действовать – на губернаторов и мэров. Они же будут нести персональную ответственность за то, как будут исполняться обязанности в сфере обороны.
В поправках прописано, что штабы должны согласовывать меры военного положения, координацию всех органов власти и контроль за выполнением мероприятий: гражданско-оборонных и мобилизационных. Штабы будут формироваться после введения на определенной территории военного положения, но план их работы должен быть готов заблаговременно. Поправки предусматривают также исключение положения о штабах территориальной обороны из статьи 22 закона «Об обороне».
Новая модель управления обороной в регионах
Идея единых штабов обороны очень напоминает советские практики, в частности единые штабы гражданской обороны, где присутствовали представители местной власти, считает политолог Константин Калачев. Собеседник «ФедералПресс» подчеркивает, что речь не идет о том, чтобы губернаторы и мэры командовали войсками или возглавляли наступление. «Территориальная оборона есть и в США, и во многих других странах, например в Швейцарии. Речь идет о территориальной обороне, которая идет в дополнение к армии», – добавил Калачев.
По его словам, создание единых межведомственных органов в субъектах федерации понятно и логично. Персональная ответственность их руководителей за территориальную оборону, подчеркивает эксперт, важна с учетом того опыта, который был получен в ходе СВО. «Речь о координации мобилизационных мероприятий, о распределении ресурсов, о гражданской обороне. У нас есть опыт Великой Отечественной, у нас есть опыт советский послевоенный, у нас есть новый опыт времен СВО. Понятно, что представители региональных органов, муниципалитетов и силовых структур должны обеспечить управление в определенных ситуациях», – сказал Калачев.
По его словам, появление единых штабов обороны ускорит принятие решений, приведет к появлению централизованной модели управления обороной в регионах и установит персональную ответственность чиновников. «Губернатор или мэр должен заниматься распределением ресурсов в кризисных ситуациях, чтобы вопросы решались эффективно. Вспомните Курскую область и судьбу одного из курских губернаторов, строительство оборонительных сооружений», – подчеркнул Калачев.
Политтехнолог Сергей Маркелов считает, что федеральный центр недоволен тем, как власти на муниципальном и региональном уровнях вовлечены в вопросы обороны и безопасности. По его словам, на региональном уровне чиновники занимаются менеджментом: распределением того, что выделяют «федералы», при этом у них нет особой вовлеченности и самостоятельной зоны ответственности на местах. «Федеральная власть предлагает простую модель – хватит заниматься управлением, давайте заниматься делом», – сказал Маркелов.
Он пояснил, что региональные власти должны стать конечным звеном решения низовых проблем в регионе, в том числе по обороне и безопасности, а не ждать отмашки федеральных властей. «У нас президент неоднократно говорил, что чем ниже, тем меньше ощущения того, что страна находится в особом режиме. То есть чем ниже по государственной вертикали, тем меньше чиновники отвечают за то, что происходит», – пояснил Маркелов.
Политтехнолог подчеркивает, что на региональные власти будет перенесен определенный пакет вопросов по обороне и безопасности, чтобы у них была своя зона ответственности. «Такое решение принято, потому что муниципальные власти не находятся в режиме диалога с обществом на тему особого состояния, в котором находится страна, абсолютно не вовлечены в эту историю», – добавил Маркелов.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»


