Челябинская область, как и Россия в целом, активно развивает зарядную инфраструктуру для электротранспорта. Сегодня в регионе работает более 100 электрозарядных станций (ЭЗС). Местные власти считают данное направление перспективным и за два года просубсидировали 34 ЭЗС. Но нужны ли стране новые объекты на фоне ограниченного спроса на электромобили – в материале «ФедералПресс».
Строительство ЭЗС на Южном Урале
Мероприятия по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей реализовывало Министерство экономического развития Челябинской области в 2023-2024 годах. Инвесторам субсидировали часть затрат по строительству электрозарядных станций. За этот период просубсидировано 34 ЭЗС, сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе министерства. С 2025 года эту меру поддержки реализует напрямую Минпромторг России.
В миэкономразвития Челябинской области отмечают, что инвесторы проявляют интерес и планируют воспользоваться инструментом в 2026 году. Их заинтересованность продиктована ростом числа официально зарегистрированных электромобилей. По последним данным ГИБДД на начало 2025 года, в Челябинской области было 4 367 таких транспортных средств, что на 247 больше по сравнению с началом 2024 года.
![]()
В пресс-службе одного из участников рынка – НПО «Электромашина» (входит в АО «Концерн «Уралвагонзавод») «ФедералПресс» сообщили, что в 2025 году завод поставил пять электрозарядных станций для автомобилей мощностью 60 и 150 кВт предприятиям концерна. Новое оборудование установлено в Нижнем Тагиле, Омске и Ишимбае.
«Что касается электрозаправочного хаба в Челябинске по улице Машиностроителей, то мы фиксируем постоянный прирост числа зарядных сессий на наших электрозаправочных станциях. В цифровых показателях: в среднем за неделю в ноябре на наших электрозарядных станциях было потреблено 0,6 мВт электроэнергии, при этом средний недельный показатель в декабре в два раза выше – более 1 мВт электроэнергии», – рассказали в пресс-службе.
Там добавили, что в ближайшее время планируется расширять географию присутствия зарядных станций Elli. Успешно пройден первый этап аудита. Сейчас идет второй этап: тестирование станции в условиях реальных заправок электромобилей. После этого, на третьем этапе, стороны планируют заключить соглашение о поставке оборудования. При успешном тестировании, в 2026 году планируется поставка 80 станций для городов Челябинской области. Также прорабатывается вопрос поставки станций для другой сети АЗС.
Нужны ли новые электозаправки
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии «ФедералПресс» отмечает, что с одной стороны парк электромобилей развивается довольно интенсивно. Продажи электромобилей в прошлом году составили около 18 тысяч, до этого было даже меньше, около 13−14 тысяч. Даже возрастает объем продаж электрокаров на российском рынке.
«В 2025 году чисто электрокаров насчитывалось примерно около 60 тысяч штук в России, а если говорить про электрокары и гибриды, то около 140 тысяч. Но с другой стороны, во многом это эффект низкой базы: в последние годы появляется много китайских электрических автомобилей, и они довольно массовые. Они довольно модные, можно сказать, поэтому их берут довольно активно», – отметил Игорь Юшков.
Но если посмотреть на общий объем рынка автомобилей как таковых, то будет видно, что численность электрокаров составляет около 0,12−0,15 % от общего автопарка. Цифра незначительная. И в крупных городах России, по мнению Юшкова, продолжает существовать проблема «яйца и курицы».
«С одной стороны, нет транспорта, и никто не строит зарядные станции так, чтобы это был коммерческий проект. С другой стороны, зарядок нет, и люди опасаются покупать электрокары, потому что понимают, что зарядить его проблематично», – пояснил эксперт.
По его словам, в крупных городах региональные власти способствуют созданию зарядных станций. Автопарк в основном сосредоточен в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, плюс регионы Дальнего Востока.
«Поэтому получается, когда в регионах встает вопрос о строительстве зарядных станций, то возникает проблема, для кого вкладывать деньги в эти зарядные станции, кто будет там заряжаться. Зачастую собственники заправок приходят к выводу, что лучше эти деньги вложить в развитие АЗС классического топлива, чем строить дополнительную зарядную станцию внутри твоей АЗС», – добавил Юшков.
И надо понимать, что сейчас АЗС зарабатывает на продаже кофе больше, чем на топливе. Поэтому многие развивают это направление. Сама тема установки зарядных станций стоит на втором (или третьем) плане.
«Поэтому по-прежнему для большинства регионов это неактуальная история. Она может быть имиджевой: смотрите, настолько мы модные, продвинутые и ориентированы на всеохватывающую позицию на рынке. А если ресурсы ограничены, то по-прежнему зарядные станции остаются как бы на остаточном принципе. Прежде всего, потому, что нет достаточного рынка на зарядки, автопарк электрокаров не такой большой, особенно в регионах», – подытожил эксперт.
Перспективы
В то же время южноуральские власти и участники рынка верят в перспективы строительства новых АЗС. Статистика говорит о том, что до повышения утилизационного сбора (декабря 2025 года) было приобретено большое количество электрокаров. По сравнению с сентябрем 2024 года показатель, указывающий на количество продаж, вырос на 30 %, отметили в пресс-службе НПО «Электромашина».
По данным НПО, сейчас ведутся переговоры об установке электрозарядных станций в крупной сети продуктового ритейла. Также есть ряд запросов от частных инвесторов в разных городах страны. Это строительные компании и фитнес-центры, в чьих интересах установка электрозаправок на собственных парковках, как условие конкурентного преимущества. Потенциальный спрос только на заправки Elli – 100-150 штук.
В региональном минэкономразвития со ссылкой на информацию инвесторов «ФедералПресс» подтвердили, что ЭЗС, расположенные в крупных городах региона, пользуются постоянным спросом.
«Учитывая рост количества электромобилей в регионе и заинтересованность предпринимателей, считаем это направление перспективным», – заключили в министерстве.
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова
Фото: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова


