В Мурманской области более 60 % дорог находятся в нормативном состоянии. С каждым годом состояние дорожного полотна улучшается. Теперь даже к любимому многими туристами селу Териберка можно доехать по асфальту. О финансовых инструментах, о системе контроля качества и об особенностях дорожного строительства в Заполярье – в материале «ФедералПресс».
Как прошла дорожная кампания в 2025 году
В 2025 году в Мурманской области удалось отремонтировать 82 км дорог, сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. Также были обновлены 137,7 погонных метров искусственных сооружений. Кроме того, проведен капремонт 44 км дорог, расположенных на территориях с воинскими формированиями. В муниципалитетах удалось обновить дороги общей площадью 260 тысяч квадратных метров.
Источниками финансирования дорожной кампании стали бюджеты: федеральный, областной и местный. В регионе реализуются три проекта: нацпроект «Инфраструктура для жизни», губернаторский план «На Севере –жить!» и программа реновации ЗАТО, которую в 2019 году инициировал губернатор Мурманской области Андрей Чибис и поддержал президент РФ Владимир Путин.
Всего же за последние шесть лет в регионе обновили более 7 млн кв. м дорог. Транспортные артерии Заполярья стали светлее, удобнее и безопаснее.
Климатические особенности и контроль за качеством работ
В Мурманской области из-за особых климатических условий очень короткий дорожно-строительный сезон. Однако во время ненастья строители занимаются устройством барьерных ограждений, искусственного освещения и т.д.
В регионе большое внимание уделяется качеству нового дорожного полотна. В этом году по поручению по поручению главы региона Андрея Чибиса усилен контроль над сроками и качеством: часть объектов сданы с опережением графика, в том числе из программы 2026 года. Все недочеты подрядчик устранил за свой счет. Карта ремонтов охватила все муниципалитеты: от небольших проездов до сложнейших региональных трасс, одна из которых – в Териберку.
Контроль выполненных работ по государственным инвестпрограммам, и, если стоимость объекта более 500 млн рублей, проводит ФБУ «Росстройконтроль», подведомственное Минстрою России, и ФАУ «РОСДОРНИИ», подведомственное Федеральному дорожному агентству.
За качеством нового покрытия на дорогах регионального и местного значения по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» следит ФКУ Упрдор «Кола».
Прежде чем принять объект, специалисты осуществляют проверку в несколько этапов:
– Входной контроль.
Здесь обращается внимание на качество применяемых материалов (асфальтобетонной смеси на соответствие рецепта, сыпучих материалов: щебень, песчано-гравийная смесь на соответствие качества), конструкций и изделий (бортовой камень, проводится проверка прочности бетона), установленного нормативными документами объемом 20 %. Остальные материалы, конструкции и изделия подлежат визуальному и регистрационному контролю.
По результатам проверок заказчик, подрядчик и другие ответственные лица, подписывают акты освидетельствования скрытых работ.
– Операционный контроль.
Представители заказчика периодически выходят на объект с проверкой. Они должны осмотреть не менее 20 % работ.
– Приемочный контроль, когда сверяют, соответствует ли результат условиям контракта.
– Документальный контроль, во время которого проверяют, какие сведения внесены в исполнительную документацию, а также смотрят сертификаты, акты скрытых работ и др.
Если находятся разного рода нарушения, то подрядчик получает предписание вплоть до приостановки работ при критических несоответствиях.
– Инструментальная диагностика дорог, которой занимаются специалисты передвижной лаборатории.
– Создание приемочной комиссии, которая принимает окончательное решение о состоянии дорожного полотна.
Кроме того, сотрудники министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области также периодически выходят с проверками. Они следят не только за качеством асфальтобетонного покрытия, но за сроками выполнения ремонта. В том числе представители ведомства могут поручить Мурманскавтодору взять пробы состава асфальта для проведения лабораторных испытаний.
Как следят за состоянием дорог зимой
Зимой в регионе особенное внимание уделяется борьбе со скользкостью на дорогах, а также создаются условия для езды без снежных заносов. Рабочие обрабатывают проезжую часть противогололедными материалами и очищают ее от наледи.
Климатические условия держат в тонусе диспетчерские службы владельцев дорог подрядных организаций, которые их обслуживают. Важно заранее отследить прогнозы погоды, информацию о возможном увеличении количества осадков, усилении ветра, резких перепадах температуры.
Своевременность помогает оперативно очистить от снежных завалов трассы. Если же жалобы от автомобилистов поступают, их заносят в электронный журнал для принятия мер.
Дорога на Териберку: что изменилось
Дорога на Териберку была полностью грунтовой до ее поэтапного обновления. Первый этап работ включал ремонт покрытия на 5 километровом участке от 35 километра автоподъезда к микрорайону Лодейное. Далее была проведена реконструкция начального участка трассы с 0 по 10 км.
Сейчас выполнены работы по реконструкции и капремонту на участках автоподъезда к селу Териберка с 10 по 20 км и с 20 по 35 км соответственно. Работы были начаты в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году, а в 2025 году завершены в рамках нового нацпроекта – «Инфраструктура для жизни». Федерального финансирования удалось добиться по результатам обращения в правительство России главы региона Андрея Чибиса.
Сегодня автоподъезд к селу Териберка имеет асфальтобетонное покрытие на всем протяжении.
Автоподъезд к селу Териберка находится в тундре, где нередко присутствуют сильные ветра до 30 метров в секунду, сопровождающиеся снежными зарядами. При наступлении неблагоприятных погодных условий дорога может за минуты переметаться снегом, моментально сливаясь с окружающим рельефом, а видимость становится нулевой. Движение автотранспортных средств в данных условиях невозможно исходя из требований по безопасности дорожного движения.
Когда закрывают и открывают путь на Териберку
Решение о закрытии автоподъезда по погодным условиям принимает подрядная организация, согласовывая данное решение с владельцем дороги – Мурманскавтодором. Исходя из практики, перекрытие автодорог осуществляется с 32 км автодороги Кола – Серебрянские ГЭС до Туманного и автоподъезд к селу Териберка.
Открытие движения по данным автомобильным дорогам осуществляется также по участкам по факту выполнения работ по снегоочистке и установления благоприятных погодных условий.
При длительных по времени перекрытиях автомобильных дорог подрядными организациями осуществляется формирование колон автотранспортных средств, для проезда в сопровождении дорожной техники автобусов, транспортных средств с жизненно необходимыми грузами.
Необходимо отметить, что исходя из нормативов, с учетом интенсивности движения, в зимнее время автодорога Кола – Серебрянские ГЭС и автоподъезд к селу Териберка содержатся в накате, то есть под уплотненным снежным покровом.
Хорошие дороги – вопрос безопасности страны
Политолог Владимир Соловейчик в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что состоянию дорог в регионе уделяют особое внимание и это верно, как с точки зрения интересов нашей страны, так и Мурманской области.
«Мурманск граничит с государствами НАТО на западне. В регионе находятся подразделения Северного флота Российской армии, в том числе и база стратегических дальних бомбардировщиков, которые способны нести атомное оружие. Соответственно, вопрос качества транспортного сообщения, вопрос дорог на территории Мурманской области – это вопрос безопасности страны. И в этом плане усилия к поддержанию нормального состояния дорожного хозяйства региона – это вопрос не только областных, но и федеральных властей», – объяснил политолог.
Вместе с тем эксперт отметил, что общая ситуация в дорожном хозяйстве России различается по регионам, однако в Заполярье она достаточно благополучная.
«Мурманский губернатор Андрей Чибис имеет достаточно неплохой федеральный ресурс. Его недавно принимал президент Российской Федерации Владимир Путин. К нему прислушиваются в федеральных коридорах власти, и это позволяет ему решать вопросы, связанные, в том числе и с дорожными делами», – заключил политолог.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков


