Экономический форум в Давосе завершился публичным конфликтом западных политиков. Всего 19 стран согласились вступить в объявленный Вашингтоном «Совет мира», и еще меньше готовы открыто поддержать главу Белого дома. «ФедералПресс» опросил экспертов, можно ли считать эту ситуацию закатом европейской консолидации и в чем истоки непонимания Европы и США.
Разлад западных лидеров
Давосский форум ясно показывает: легендарная евроатлантическая сплоченность, похоже, окончательно развалилась. Заявления Трампа однозначно подтверждают – для него этот миф канул в Лету.
«Некоторые места в Европе, честно говоря, уже неузнаваемы. <…> Европа идет в неправильном направлении», – сказал президент США.
По его словам, США нужны сильные союзники, а не ослабленные. Он намекал, что без американской опоры европейцы не в силах постоять за себя. Так, на Давосе канадский премьер Марк Карни честно признал: «Мы знали, что история о международном порядке, основанном на правилах, была отчасти ложной». По его словам, западные страны лелеяли эту иллюзию, пока она приносила дивиденды, но теперь, когда плюсы иссякли, пора «перестать жить во лжи».
Пока европейцы чувствовали себя у руля «мировой элиты», все их радовало. Но сегодня они не за столом переговоров, а на тарелке у Вашингтона, который пытается переписать геополитические правила под себя. Вот почему они теперь яростно клеймят «право кулака» как несправедливость.
Как заметил на полях форума бельгийский премьер Барт де Вевер: «Быть счастливым вассалом это одно, а несчастным рабом – несколько иное». Увы для Европы, выбирать уже не приходится.
Все, что осталось этим так называемым лидерам объединенной Европы – яростные тирады. Их мольбы «сплотиться и действовать жестко, уверенно» – пустой звук, ничем не спасающий.
Россия же стоит над этим бедламом. Как отметил Сергей Лавров на недавней пресс-конференции: «Мы исходим из того, что, если западные страны, говоря о Гренландии, хотят между собой разговаривать «по понятиям» – это их выбор, это их право. Но мы будем вести дела с нашими партнерами, которые заинтересованы разговаривать с Россией, конечно же, на основе принципов равноправия».
Последние выступления европейских лидеров показали, что «европейская солидарность» последние годы – чистой воды конструкт, который использует истеблишмент ЕС, считает, заместитель генерального директора КГ «Полилог» по GR Никита Сетов.
«Ни о каких реальных и согласованных внутри решениях речи уже давно не идет, внешняя политика Европы – ситуативное реагирование на позиции России и США. Последние, кстати, больше не рассматривают Европу как единое целое и предпочитают работать через двусторонние договоренности», – рассказал эксперт в беседе с «ФедералПресс».
По его словам, своим заявлением премьер-министр Канады Марк Карни признал, что порядок, основанный на правилах, изначально опирался на неравенство сил. Это делает очевидными ограничения прежней модели международных отношений. Европейские лидеры продолжают говорить о единстве, одновременно исходя из собственных национальных интересов и подстраиваясь под новую логику отношений с США. Давос в этой ситуации стал площадкой, где публично признали такое положение дел. И все это – совсем не в пользу европейского единства и светлого коллективного будущего.
Тезис о конце европейской солидарности поддержал историк и политолог Владимир Шаповалов.
«Нынешний Давос продемонстрировал, что коллективного Запада больше нет и нет так называемого мира, основанного на правилах. Каждый за себя и у каждого свои интересы. Интересы Соединенных Штатов, нынешней администрации президента не совместимы с интересами европейских политических элит, которые рассуждают в духе глобализма, но для Трампа этот дух неприемлем», – подчеркивает эксперт в беседе с «ФедералПресс».
Все прекрасно понимают, что больше Европа не сможет опираться на Соединенные Штаты в той мере, в которой это было до настоящего времени. Европа осталась без руля, поскольку всегда ориентировалась на то, что стала всего лишь группой поддержки для Соединенных Штатов. Сейчас лидер и фронтмен этой западной группы – Соединенные Штаты, уходит из этого строя, оставляя в смятении ряды европейских стран.
Кризис либеральной идеологии
Политолог Дмитрий Журавлев задался вопросом: был ли западный мир единым ранее? По мнению эксперта, проблема даже не в том, что главы европейских стран не могут подружиться с Вашингтоном, а в самой системе ценностей западного мира.
«Раскол идет не по линии Европа – Америка, а по линии либералов и консерваторов. Долгое время консерваторы не были у власти и складывалось ощущение, что раскола нет», – рассказал Журавлев «ФедералПресс».
Либерализм, в отличии от консерватизма, идеологичен.
«Консерватизм дает ответ на вопрос: что делать? А либерализм: к чему нужно прийти? При этом как к этому прийти он не отвечает. Президент США – консерватор, и жизнь загоняет его в консерватизм все сильнее: на ошибки и проблемы ему надо отвечать успехами, а сделать это можно только путем консервативных реформ», – поясняет политолог.
Однако Журавлев уверен, что консервативная повестка в политике уйдет вместе с уходом Трампа из власти. По мнению политолога, консерваторов в политике терпят, пока они решают накопившиеся проблемы, но либеральные настроения достаточно сильны, чтобы передавить их, как только понадобиться.
«Консерваторы хоть что-то понимают в условном «водопроводе» – в реальных делах. Как только этот «водопровод» потек по всему миру, политикам пришлось звать Трампа, чтобы ситуацию исправить», – заключил Дмитрий Журавлев.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


