Россия продолжает усиливать диалог со странами АСЕАН, выстраивая с ними партнерские отношения. Опрошенные «ФедералПресс» эксперты убеждены: визит султана Малайзии Ибрагима в РФ дал важный сигнал внешним игрокам, что Москва продолжает укреплять свои позиции в регионе Юго-Восточной Азии. Читайте – подробнее в материале агентства.
Переговоры президента РФ Владимира Путина и верховного правителя Малайзии султана Ибрагима прошли в Санкт-Петербурге в формате рабочего завтрака. Это, вероятнее всего было связано с тем, что Ибрагим прилетел в нашу страну с частным визитом.
Завтраку и общению лидеров двух стран предшествовала экскурсия по залам и апартаментам Зимнего дворца, которую провел директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Политики осмотрели павильонный зал Малого Эрмитажа и несколько экспозиций, а также коллекцию малайских предметов, среди которых была малайская сабля. Трапеза лидеров двух стран была организована в большой столовой, в которой семья Романовых раньше устраивала обеды.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал визит султана Ибрагима хорошей возможностью обсудить широкий спектр вопросов без ориентации на повестку дня. «Главное - это прямое общение один на один», – сказал он.
Политолог Дмитрий Абзалов считает, что Москва последовательно усиливает диалог со странами АСЕАН. По его словам, многие игроки обращают внимание на государства Юго-Восточной Азии, особенно на фоне действий США по повышению тарифов на торговлю. «Во вторник вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Индией и ЕС. Представители Финляндии и Германии посещали Китай. Россия не исключение – она усиливает сотрудничество с Индонезией, Малайзией, Таиландом и Вьетнамом», – подчеркивает собеседник «ФедералПресс».
Политолог Алексей Макаркин полагает, что отношения между Россией и странами АСЕАН можно назвать партнерскими. По его словам, Москва ведет с ними активную торговлю, но не вступает в военно-политические альянсы. «Ключевые направления – это экономическое сотрудничество, военно-техническое и взаимодействие в рамках БРИКС», – заявил эксперт.
Согласно опубликованной статистике, за последние два года Москва усилила товарооборот со странами АСЕАН. В 2024 году он составил чуть больше 23 млрд долларов, увеличившись на 5,8% в сравнении с 2023 годом, а в прошлом году – вышел на уровень 40 млрд долларов, как заявил советник президента РФ Антон Кобяков в ноябре.
Основной экспорт – это нефтепродукты и энергоносители, промышленные товары, уголь, продукты агропромышленного комплекса и удобрения, а импорт в прошлом году активизировался по электронным компонентам, одежде, оборудованию, кофе и текстилю. Российское вооружение среди стран АСЕАН закупают Вьетнам, Индонезия и Малайзия.
Алексей Макаркин обращает внимание, что страны АСЕАН можно смело называть партнерами России, но никак не союзниками. Он поясняет, что дело в их многовекторности. Так, например Индонезия стала членом БРИКС, но в то же время вступила в Совет мира, приехав в Давос. «В этой многовекторности учитываются интересы Китая, США и России. Страны АСЕАН для Москвы – это партнеры, но не союзники», – сказал собеседник «ФедералПресс».
Политолог добавляет, что Москва проводит в странах АСЕАН политику двустороннего сотрудничества, либо взаимодействует с ними в рамках БРИКС, отношения сохраняются на прежнем уровне.
Говоря о взаимодействии России и Малайзии, Макаркин обращает внимание, что наша страна выстроила с малазийцами отношения еще с 90-х годов, сотрудничая с ними на прагматичной основе.
«Взаимодействие сложилось при тогдашнем премьере Махатхире Мохаммаде. Интересно, что это преемственные отношения: сейчас во главе правительства Малайзии премьер-министр Анвар Ибрагим, и несмотря на его прошлый конфликт с Мохаммадом, российский вектор отношений остается», – сказал он.
Собеседник «ФедералПресс» подчеркивает, что Малайзия ведет себя на международной арене самостоятельно, проводя многовекторную политику. «Она не вступила в БРИКС в отличие от Индонезии, но и воздерживается от вступления в Совет мира», – сказал Макаркин.
Оценивая визит султана Ибрагима в Санкт-Петербург, Макаркин напоминает, что этот политик играет в стране церемониальную роль – правит, но не управляет, однако его поездка РФ несет важный сигнал. «Приезд султана – это сигнал, что отношения развиваются и носят дружественный характер. Хоть функции у него церемониальные, в том числе во внешней политике, но такие сигнал просчитываются всеми крупными игроками», – резюмировал Макаркин.
Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru
Эксклюзивы «ФедералПресс»


