В России планируют ввести дополнительный предмет по изучению искусственного интеллекта для школьников. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы. По их мнению, развитие ИИ требует ранней подготовки к работе с новыми технологиями. Нужны ли нейросети в учебных заведениях, в чем плюсы и минусы инициативы – в материале «ФедералПресс».
Суть инициативы
О том, что в российских школах необходимо внедрять искусственный интеллект, разговоры ведутся уже давно. Еще летом 2025 года депутаты Госдумы направили письмо в Правительство РФ с просьбой ввести в программу школ и колледжей дополнительные занятия по работе с искусственным интеллектом.
В документе указано, что цифровизация экономики и развитие искусственного интеллекта требуют ранней подготовки школьников и студентов к работе с новыми технологиями. Депутаты отметили, что в большинстве образовательных учреждений отсутствуют кружки или факультативные занятия, которые бы системно вводили обучающихся в тематику искусственного интеллекта. Кроме того, формальное изучение информатики в школах и колледжах не всегда дает необходимые навыки взаимодействия с ИИ и понимание логики его применения в реальной жизни.
«Для решения этой проблемы считаем необходимым рассмотреть возможность создания общероссийской системы онлайн-кружков и факультативов по тематике искусственного интеллекта для школьников и студентов в каждом образовательном учреждении. Такие кружки целесообразно включить в состав внеурочной деятельности начиная с начальной школы – как часть образовательной траектории учеников. Кроме того, важно обеспечить их доступность в системе среднего профессионального образования – в колледжах и техникумах, где формируется значительная часть кадрового резерва для цифровой экономики», – приводил выдержки из документа ТАСС.
ИИ в Челябинской области
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер в ходе недавнего заседания Совета по искусственному интеллекту отметил, что ИИ стал ключевым фактором глобальной конкурентоспособности и основой для технологического суверенитета страны:
«Искусственный интеллект уже стал базовой технологией, от которой напрямую зависят темпы экономического роста, качество управления и технологический суверенитет нашей страны. По оценкам правительства России, профильных аналитических центров, совокупный экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта к 30-му году может достигнуть более 11 триллионов рублей», – напомнил губернатор.
Текслер подчеркнул, что регион одним из первых в стране утвердил собственную стратегию развития ИИ, которая дополняет федеральные приоритеты с учетом индустриального профиля области. Особое внимание уделяется промышленности – отрасли, формирующей основу региональной экономики. При этом акцент делается и на повышении эффективности государственного и муниципального управления.
«Практически все региональные исполнительные органы власти в той или иной мере используют решения на базе искусственного интеллекта, он успешно применяется в отраслях безопасности, здравоохранении, транспорте, государственном и муниципальном управлении. И задача, чтобы сфера применения искусственного интеллекта в нашем регионе расширялась», – добавил Алексей Текслер и призвал отраслевые министерства активнее внедрять готовые ИИ-решения, которые уже доказали свою эффективность.
Сегодня в регионе реализованы передовые проекты с использованием ИИ, признанные на федеральном уровне. Среди них – система «Умный трамвай» в Челябинске для контроля состояния дорожного полотна и обеспечения безопасности, решения в сфере обращения с ТКО для мониторинга и оптимизации логистики, проект региональной архивной службы по цифровизации документов. Ряд этих проектов в 2025 году стали победителями всероссийских конкурсов. Промышленные решения реализуют на ЧКПЗ, ММК и других предприятиях Челябинской области.
Заместитель начальника управления администрации Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Олег Хорохордин подчеркнул, что государство должно внедрять ИИ не ради технологий самих по себе, а там, где гарантирован реальный измеримый эффект.
«Челябинская область, как промышленное сердце России, имеет все предпосылки, чтобы стать локомотивом ИИ-трансформации в Уральском федеральном округе. Давайте сделаем так, чтобы через год именно челябинские решения – от распознавания дефектов на металлургических комбинатах до ИИ-ассистентов в поликлиниках – будут приводить в пример другим регионам», – сказал он.
Также Олег Хорохордин выделил ключевые тренды для фокусировки: генеративный ИИ для работы с обращениями граждан, компьютерное зрение для производства и логистики, ИИ в здравоохранении и, что особенно важно для Челябинской области, – промышленный искусственный интеллект.
Мнение южноуральских экспертов: «ИИ становится обыденностью»
Представители науки в Челябинской области поддерживают внедрение ИИ в школах.
Заместитель председателя комиссии региональной Общественной палаты по молодежной политике, физической культуре и спорту, преподаватель, почетный работник сферы науки и образования РФ Наталья Балынская отметила в комментарии «ФедералПресс», что выступает «за» введение дополнительных занятий по работе с искусственным интеллектом в школах и колледжах.
«Сама провожу курсы повышения квалификации среди коллег по ИИ, выезжаю в школы и профессиональные учебные заведения с презентациями для обучающихся. И я вижу то, что системных знаний нет: это разрозненные, отрывочные представления как взрослого поколения, так и молодого поколения. Многие умеют оживлять фото, пишут рефераты и доклады с помощью ИИ, делают презентации. Но вот когда дело касается правовых особенностей использования таких результатов, – тупик. Задают вопрос: а разве не мы – авторы?! Пользователи не осознают правовых последствий, а это влечет за собой больше проблем, чем преимуществ. Так что я – за! ИИ нужно заниматься, надо понимать, с чем мы имеем дело! Понимать: где заканчивается наш интеллект, а где начинается ИИ, – кто отвечает за то, что мы получаем», – считает Наталья Балынская.
Проректор по учебной работе Челябинского государственного университета Артем Саламатов отметил, что обучение работе с искусственным интеллектом – важная современная задача для образовательных организаций, которую так или иначе придется решать.
По его мнению, интеграция нейросетей в программу школьного образования встречает довольно серьезное сопротивление со стороны общественности, однако они уже настолько проникли практически во все сферы нашей жизни, что исключить их не получится.
«К тому же, если даже ребенок не будет пользоваться ИИ в школе, он встретится с ним в колледже или вузе. Поэтому главная задача современного образования – вовремя рассказать и показать, как и где пользоваться ИИ грамотно, а где его использовать не нужно и даже вредно. Использование обучающимися ИИ в процессе обучения может способствовать лучшему восприятию информации через создание визуальных образов, инфографики; созданию адаптированных материалов обучающимся с особыми образовательными потребностями, у которых существуют слуховые или зрительные ограничения», – комментирует «ФедералПресс» Артем Саламатов
При этом, продолжает он, важно сохранить направленность обучения на развитие самостоятельности и критического мышления. ИИ не должен заменить собой результат обучения и быть источником готовых ответов, а стать помощником, ассистентом, «вторым пилотом» в самом процессе обучения, формировании знаний, развитии умений и навыков. Кроме этого, при том что технологии ИИ непрерывно совершенствуются, нейросеть не всегда дает правильные ответы, «придумывает» данные, которые не соответствуют реальности. Эти данные, особенно если их использование предполагается в научно-исследовательских работах, нуждаются в проверке и подтверждении другими способами из других источников. А этому нужно продолжать учиться, используя традиционные методики получения и обработки информации, проведения научных исследований.
Председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по просвещению, науке и высшему образованию Елена Сыркина акцентировала, что использование искусственного интеллекта в образовании является одним из трендов в современную цифровую эпоху.
По ее мнению, технологии виртуальной и дополненной реальности, использование визуальных и интерактивных форм (геймификация образования), гибридных форматов обучения, облачных технологий – все это диктует необходимость развития цифровых навыков у всех участников образовательного процесса (учителей, детей и их родителей). Для учащихся, которые живут в цифровую эпоху, такие технологии становятся обыденностью.
«Поэтому не вижу ничего удивительного в данной инициативе, если ребенок будет изучать данные предметы факультативно», – комментирует «ФедералПресс» Елена Сыркина.
Плюсы такой инициативы эксперт видит в обучении детей современным технологиям.
«Посмотрите на новые школы, на их инфраструктуру, на программы дополнительного образования. Вы увидите, что сегодняшние учащиеся давно изучают современные технологии – программирование, 3Dмоделирование и прототипирование, авиамоделирование, робототехника, компьютерная графика, радиоуправляемое моделирование. Я перечислила небольшой спектр направлений дополнительного образования», – говорит председатель комиссии Общественной палаты.
По мнению Елены Сыркиной, все это создает условия для обучения детей в соответствии с требованием времени и научного прогресса. Формирует системный тип мышления, помогает развивать аналитические способности, креативность. Что в итоге помогает детям быть более успешными и уверенными в себе.
«Минус может возникнуть при реализации данной инициативы. Условия в школе могут не соответствовать требованиям программы. Поэтому важно заниматься модернизацией школьной инфраструктуры, готовить педагогов. Тогда мы можем справиться со всеми вызовами», – подытожила она.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Светлана Возмилова


