Когда Россия обсуждала традиционный мачистский стиль премьер-министра Владимира Путина в урегулировании конфликта в Пикалево, ожидая футбольный матч с Финляндией, в Алтайском крае разгорелся конфликт. Рабочие завода «Алттрак», захватившие готовые тракторы, угрожают перекрыть, как в Пикалево, федеральную трассу, требуя, чтобы их посетил премьер в рамках своего визита в регион. Однако наблюдатели характеризуют ситуацию как последнюю попытку «барнаульской группы» сорвать переназначение Александра Карлина на пост губернатора Алтайского края. Тем более что на днях удалось урегулировать конфликт вокруг Рубцовской ТЭЦ, принадлежащей новосибирскому холдингу РАТМ, как и «Алттрак». Очередной этап переговоров властей и собственников состоится сегодня, 11 июня. Подробности в материале «ФедералПресс».
Когда Россия обсуждала традиционный мачистский стиль премьер-министра Владимира Путина в урегулировании конфликта в Пикалево, ожидая футбольный матч с Финляндией, в Алтайском крае разгорелся конфликт. Рабочие завода «Алттрак», захватившие готовые тракторы, угрожают перекрыть, как в Пикалево, федеральную трассу, требуя, чтобы их посетил премьер в рамках своего визита в регион. Однако наблюдатели характеризуют ситуацию как последнюю попытку «барнаульской группы» сорвать переназначение Александра Карлина на пост губернатора Алтайского края. Тем более что на днях удалось урегулировать конфликт вокруг Рубцовской ТЭЦ, принадлежащей новосибирскому холдингу РАТМ, как и «Алттрак». Очередной этап переговоров властей и собственников состоится сегодня, 11 июня. Подробности в материале «ФедералПресс».
«Фол последней надежды», – характеризовали алтайские наблюдатели истерию, разгоревшуюся в региональных СМИ вокруг проблем завода «Алттрак», если вспомнить о вчерашнем матче с финнами. На прошлой неделе появились официально не подтверждаемые сообщения о планирующемся визите Владимира Путина в Алтайский край, потом дата приезда, 19 июня, была обнародована близким к региональным властям сайтом «Алтапресс», но опять-таки без авторизованных комментариев. Дальше напряжение начало нарастать: последовали заявления и версии, что премьер-министр каким-то ведомым ему способом урегулирует ситуацию на «Алттраке», где происходят сокращения штатов, а производство не может заработать после отказа Туркменистана от контракта. И что именно Владимир Путин в своем жестком стиле «поставит на место» и предпринимателей, и чиновников, «как в Пикалево». Хотя, вообще говоря, визит премьера может восприниматься как поддержка главы региона перед переназначением.
Апогея ситуация достигла вчера. «Люди находятся на последней ступеньке, они неуправляемы, тем более что они знают, что Путин едет. Надо не дать вылиться этому в массы», – заявила председатель профкома «Алттрака» Любовь Маслова в интервью сайту «ПолитСиб.Ру». Перед этим она сообщила, что рабочие перекрыли сборочный цех, чтобы готовые тракторы не вывезли с предприятия. «В цех загнали 9 сельскохозяйственных тракторов, чтобы их покрасить и обкатать, а потом отправить на сбытовую площадку, но мы решили не отдавать трактора на продажу до тех пор, пока не будет выплачена зарплата, – заявила одна из мастеров цеха ИА «Банкфакс». – Нам зарплату не платят с октября! За это время отгружены 51 трелевочный трактор и 17 сельскохозяйственных – это около 100 млн рублей. А нам заплатили только за середину января!»
Рабочие также угрожают перекрыть федеральную трассу Барнаул – Рубцовск, ведущую в Казахстан. На первый взгляд события развиваются по пикалевскому сценарию. Возмущенный пролетариат требует к ответу зарвавшихся «буржуев» и чиновников, а «доктор», по его собственному выражению годовой давности, «приезжает, чтобы зачистить все эти проблемы». Дальше начинаются те самые детали, в которых и спрятался дьявол.
В отличие от холдинга Олега Дерипаски РАТМу удалось решить одну из застарелых проблем города, касающуюся Рубцовской ТЭЦ. О том, что вечером 9 июня муниципалитет подписал соглашение с РАТМом об аренде РТЭЦ, «ФедералПресс» сообщили в пресс-службе мэрии Рубцовска. Информацию подтвердил и курирующий алтайские активы заместитель гендиректора УК «РАТМ Холдинг» Евгений Елгаев.
Пока нет никаких оснований полагать, что решение не будет найдено и в случае с «Алттраком». Как сообщил «ФедералПресс» Евгений Елгаев, сегодня в 11.00 должно состояться совещание президента и совладельца РАТМа Эдуарда Тарана с властями. По некоторым данным, в совещании примет участие и Александр Карлин.
Алтайские наблюдатели утверждают, что выход конфликта на федеральный уровень может снизить шансы Александра Карлина на предстоящее переназначение: «Так называемый «старший двор» с его влиянием силовиков хорошо относится к выходцу из прокуратуры Карлину, а, так сказать, «младший двор» относится к нему довольно прохладно». Если пользоваться этой терминологией, то вносить кандидатуру губернатора в Алтайское краевое Законодательное собрание все же предстоит «младшему двору».
Правда, есть отличия и между самими Пикалево и Рубцовском. Во-первых, до сих пор непонятно, будет ли визит Владимира Путина на Алтай, а если он состоится, то поедет ли премьер в Рубцовск, удаленный от Барнаула почти на 300 км. Тем более что дорога на Казахстан уступает перекрытой пикалевцами трассе Вологда – Новая Ладога и по качеству (и по времени на то, чтобы добраться) и, что более важно, по оживленности. Следовательно, во-вторых, даже если трассу перекроют, то не будет многокилометровых пробок в центре страны. В-третьих, вряд ли удастся добиться той же численности протестантов: по оценкам наблюдателей, она составит несколько десятков человек – этого может просто не хватить.
Итог подвел политолог, исполнительный секретарь Общественной палаты Алтайского края (ОП АК) Константин Емешин. «В последние 1–2 недели в крае идет предвыборная борьба, связанная с переназначением губернатора, «сливается» компромат против Александра Карлина, есть даже сайт на американском хостинге, – заявил Константин Емешин корреспонденту «ФедералПресс». – Против Карлина работает «барнаульская группа», которая нашла в преддверии возможного визита Путина болевую точку в регионе – Рубцовск. Понятно, что Барнаул они не могли выбрать, потому что это ставит под удар одного из их лидера – главу города Владимира Колганова».
По словам исполнительного секретаря ОП АК, ситуация с «Алттраком» остается тяжелой с начала 90-х годов: некоторые силы пытались реорганизовать предприятие, другие – получить бюджетное финансирование или госзаказ, но не хотели ничего менять – в итоге время было упущено. Теперь, по мнению политолога, единственным выходом из ситуации может стать только организация сборочного производства белорусских тракторов, которую сейчас пытаются наладить краевые власти, поскольку легкие многопрофильные тракторы более интересны фермерам, чем крупные и дорогие в обслуживании алтайские тракторы, предназначенные для крупных хозяйств. Поэтому всплеск активности явно надуман.
Как заявил Константин Емешин, ключевой проблемой оппозиции является отсутствие у нее кандидата на пост губернатора. «Они «против» в надежде, что в итоге будет назначена внешняя фигура, – заявил эксперт. – Но мы не можем понимать логику «верхов», не стоит думать, что они так уж сильно интересуются ситуацией в Алтайском крае, мнением населения – там решают свои проблемы».


