Судьба знаменитого новоуренгойского долгостроя – многофункционального вокзала – уже на протяжении многих лет остается загадкой. Газовая столица Ямала, несмотря на большие бюджеты, высокие цены на энергоресурсы, все еще остается без главного транспортного узла. Строительство этого объекта в Новом Уренгое началось еще 7 лет назад. В 2006 году работы были приостановлены из-за нехватки денег. Этот вопрос поднимался на региональном уровне, а также выносился на повестку совещаний в Москве. Этим летом власти Нового Уренгоя сообщили о том, что в 2011 году новый вокзал будет сдан в эксплуатацию.
Судьба знаменитого новоуренгойского долгостроя – многофункционального вокзала – уже на протяжении многих лет остается загадкой. Газовая столица Ямала, несмотря на большие бюджеты, высокие цены на энергоресурсы, все еще остается без главного транспортного узла. Строительство этого объекта в Новом Уренгое началось еще 7 лет назад. В 2006 году работы были приостановлены из-за нехватки денег. Этот вопрос поднимался на региональном уровне, а также выносился на повестку совещаний в Москве. Этим летом власти Нового Уренгоя сообщили о том, что в 2011 году новый вокзал будет сдан в эксплуатацию. На самом же деле строительство еще не возобновлено и пока точно неизвестно, когда работы на долгострое будут завершены. О том, как сейчас обстоят дела на строительстве объекта и почему работы затянулись на столь длительный срок – в материале «УралПолит.Ru».В период бурного развития города и увеличения численности населения Нового Уренгоя было решено заменить старое небольшое одноэтажное здание на многофункциональный объект, который вместит в себя авто- и жд вокзал, а также другие помещения. В августе 2004 года активно началось строительство, которое было рассчитано на два года. Тогда возведение нового объекта оценили в 450 млн рублей.
Согласно проекту новый вокзал будет состоять из трех корпусов. Общая площадь его здания составит 6 944,7 кв. м. Вместимость объекта – 300 человек. Он будет предназначен для выполнения нескольких функций, где также будут размещены соответствующие служебные помещения. Так, будет построен железнодорожный вокзал для обслуживания пассажиров на станции Новый Уренгой (информация, билеты, питание, связь, отдых, камеры хранения, охрана и безопасность). Должен появиться и автовокзал для обслуживания пассажиров междугороднего и городского автотранспорта, а также помещения для обслуживания вахтовых рабочих в период их посадки на вахтовый автотранспорт (зал, ожидания, закусочная, туалеты и пр.). Также в здании будут размещены офисы Ямальской железнодорожной компании, которая займется здесь организацией и управлением грузопассажирскими перевозками на железной дороге.
Заказчиком строительства выступила администрация Нового Уренгоя, исполнителем — общество «Уренгоймонтажпромстрой». Как отметил в разговоре с «УралПолит.Ru» заместитель главы города по вопросам строительства Владимир Струхманчук, к этой компании вопросов не возникало и претензий никаких не было. Уренгоймонтажпромстрой, образованный в 1989 году для возведения Новоуренгойского газохимического комплекса, зарекомендовал себя как отечественный подрядчик. По словам Струхманчука, в случае возобновления строительства, скорее всего, эта же компания и продолжит работы на объекте.
Изначально планировалось, что финансирование будет вестись одинаково администрациями Ямала и Нового Уренгоя, Свердловской железной дорогой и Ямальской железнодорожной компанией. Но с самого начала строительства инвестиции поступали лишь из бюджета округа. За первый период работ - в 2005 году - было освоено 200 млн окружных рублей. А когда деньги закончились, строительство было приостановлено. Уренгоймонтажпромстрой передал объект в департамент имущества Нового Уренгоя, где он сейчас и числится.
Вопрос финансирования был одним из самых болезненных для подрядчиков. Как тогда отмечали специалисты, 2005 год был непростым для города. Муниципальный бюджет был принят с дефицитом, что в первую очередь отразилось на программах капитального развития, в том числе на строительстве. Несмотря на регулярное поступление средств на счета подрядчиков, графики выполнения работ постоянно срывались. Качество проектной документации также оставляло желать лучшего. Тогда глава Нового Уренгоя (на тот момент Виктор Казарин) поставил ситуацию на особой контроль. После этого дело как-то замолчали. В 2008 году вопрос судьбы вокзала снова планировали поднять на совещании в Москве. Однако и на этот раз неизвестно, был ли разговор и что на нем было решено.
Этим летом администрация Нового Уренгоя объявила новые сроки сдачи объекта – 2011 год. Однако, как рассказал «УралПолит.Ru» Владимир Струхманчук, строительство вокзала не возобновлено. «На будущий год в программе инвестиций определен лимит финансирования. И только если он будет осуществлен, работы будут завершены», – сказал он.
Как пояснил Владимир Струхманчук, «данный объект финансируется только округом. И сейчас у РЖД нет интереса к вокзалу в Новом Уренгое. Город же не может выделять средства на этот проект, так как это не входит в его полномочия». Он также добавил, что на сегодняшний день построено 25% объекта, а стоимость проекта выросла вдвое и составляет на сегодняшний день примерно 700 млн рублей.
В скором времени станет понятно, появятся ли на завершение строительства долгостроя эти средства или нет. Поэтому сейчас неизвестно, когда осуществятся построенные семь лет назад планы администрации газовой столицы ЯНАО. «УралПолит.Ru» следит за развитием ситуации.


