Председатель правления Черноморского форума виноделия Виталий Меркушев рассказал «ФедералПресс», почему грузинские виноделы практически не занимаются продвижением своей продукции в России и почему иногда проще слетать в Тбилиси и там все продегустировать.
«Компании, занимающиеся производством и реализацией грузинской минеральной воды доказали в 2015 году, что курс рубля при определенных условиях не влияет на продажи. Так, по официальным данным грузинского Национального офиса статистики, минеральной воды было продано в 2014 году на 738 млн лари, а в 2015 году – на 747 млн лари. Вино же серьезно проиграло минералке и самому себе: в 2014 году – 905 млн лари, а в 2015 уже только 615 млн лари. Косвенно проиграло вино в прошлом году и в смежном секторе туризма: по данным того же офиса статистики, в 2015 году более 400 тыс. зарубежных туристов приехали в Грузию с целью поправить здоровье. Среди туристов на бальнеологических курортах, расположенных около источников минеральных вод, на первом месте россияне. В Кахетию же со всеми туристическими целями приехали пока только около 200 тыс. человек, и это несмотря на более близкий путь – по недавно реконструированной дороге через Гомборский перевал от Тбилиси всего 1,5–2 часа. Для примера, только одно винодельческое предприятие «Абрау-Дюрсо» в одноименном маленьком поселке в Краснодарском крае приняло столько же «винных туристов», сколько вся большая Кахетия.
В Россию поступает большая часть произведенной в Грузии минеральной воды и вина. Ответ на то, почему виноделы пока уступают, очевиден, флагманские лейблы грузинской минеральной воды («Боржоми» и не только) принадлежат крупному российскому холдингу, средства тратятся немалые. Так, «ИДС Боржоми» в 2015 году занял пятое место по иностранным инвестициям в Грузию, редко когда производство минералки занимает столь почетное место. Реклама грузинской минеральной воды (косвенно так рекламируются и бальнеологические курорты) часто идет по центральным российским каналам в прайм-тайм. С падением курса рубля эта реклама лишь усилилась. Вино тоже уже вроде бы можно рекламировать на ТВ, но бюджеты даже крупнейших грузинских винодельческих компаний не позволяют этого сделать.
Виноделы сильно зависят от крупных российских трейдеров, которые, в свою очередь, уже не так зависят от грузинского портфеля заказов, как в десятые годы (он составляет сейчас в среднем не больше 20 %). Крупные компании, ввозящие грузинскую винодельческую продукцию, очевидно, не будут работать в убыток, и они, несмотря на очень прибыльный по Грузии 2014 год, грузинскую часть импорта особенно не увеличивали. Кроме того, крупнейшие трейдеры в силу своих размеров и диверсификации способны быстро переключиться на другие зарубежные рынки.
Сами же грузинские виноделы продвижением своей продукции в России практически не занимаются, во многом это происходило и из-за жесткого визового режима, въехать в Россию по делам бизнеса было очень сложно. С конца декабря 2015 года действует уже достаточно мягкий заявительный визовый режим, но инерция последнего десятилетия сильна. Грузинские винодельческие компании пока не могут приспособиться к новым условиям, при которых уже им самим нужно заниматься маркетингом в России.
Очевидно, что для грузинских виноделов малые дистрибьюторы, ритейлеры и HoReCa могут дать новые возможности на российском рынке. Но эти небольшие компании – российские байеры вина – в основном работают на выставках и презентациях в самой России, а там-то как раз грузинских компаний-производителей раз-два и обчелся, можно лишь изредка встретить компании-трейдеры. Черноморский форум виноделия старается прорвать эту уже добровольную блокаду, приглашая на свои мероприятия максимально возможное число грузинских компаний и специалистов по эногастротуризму из Грузии, ведь в основном грузинским вином занимаются в России искушенные байеры и «винные» турагентства, поэтому для них важен маркетинг из первых рук, то есть от самих виноделов, а не от посредников.
НоRеСа могла бы стать ключевым звеном для грузинских виноделов, в России более тысячи аутентичных грузинских ресторанов, в одной Москве их более 200, и их число в последнее время увеличивается. Это и понятно, поскольку этот рост не зависит от курса рубля и основан на немалых инвестициях более чем полумиллионной богатой грузинской диаспоры России. Западноевропейская высокая кухня сильнее страдает от курса рубля и зачастую уже не выдерживает конкуренцию.
Но парадокс заключатся в том, что многие грузинские рестораторы не готовы сейчас в своей работе полностью поставить на вино аутентичное кухне заведение, зачастую жалея кошелек покупателя, предлагается запить лобио и хинкали почему-то более дешевым Новым Светом. Спрашиваем, а зачем вообще в грузинском ресторане вина других таких далеких стран. В ответ зачастую слышим, что не найден пока хороший поставщик с исторической Родины с ценами адекватными для нынешнего российского рынка.
Да, цены такие иногда, что проще в Тбилиси слетать и там все продегустировать. Это на майские праздники и сделали многие тысячи россиян. Продажи отелей в Грузии со стороны России, по данным «Скайсканнер», на начало мая 2016 года были выше на 90 %, чем в тот же период в 2015 году. Россияне в Грузии уже достаточно давно на первом месте по числу туристов (их уже более миллиона в год) и по потраченным деньгам, сейчас же они уже вне конкуренции и активно увеличивают поток туристов в Кахетию и даже в другие, более труднодоступные, винодельческие регионы.
Конечно, «помогло» закрытие для российских туристов Турции и Египта. Но и сарафанное радио начинает работать, инфраструктура, по крайней мере, в Кахетии, уже позволяет принимать и избалованных российских туристов. Правление Черноморского форума виноделия проехало по некоторым кахетинским «винным дорогам» и отметили две мини-гостиницы при винодельнях: то, чем гордится винодельческая Западная Европа, есть и в Грузии. Грузия – это вторая в мире страна, принявшая христианство еще в IV веке, монастыри раннего средневековья в Кахетии на фоне виноградников, конечно же, впечатляют даже разборчивых россиян. Абсолютное большинство туристов, посетивших Грузию и особенно Кахетию, становятся лояльными покупателями грузинского вина и регулярными посетителями грузинских ресторанов и в России. Такой маркетинг вполне может соперничать с экранным давлением по лечению печени.
За первые три месяца 2016 года, по данным Национального агентства вина, в Грузии произошел значительный рост экспорта грузинского вина, в лидерах – опять же Россия: рост продаж на российском рынке составил 124 %. С осторожным оптимизмом (учитывая, что рост происходит со слишком низкой базы 2015 года) можно уже утверждать, что вино постепенно возвращается в лидеры грузинского агроэкспорта даже без ощутимого роста курса рубля. Как и предсказывали аналитики Черноморского форума виноделия, здесь начинают работать несколько другие, чем простая курсовая разница, механизмы. С нашей точки зрения, рост обусловлен тем, что несколько флагманов грузинского виноделия и ряд российских трейдеров пошли на взаимные ценовые уступки. Однако сейчас уже ясно, что этот рост, если не помешает политика, может быть поддержан и культурно-историческим эногастротуризмом, сопоставимым по качеству с винными турами в Западно-Средиземноморских странах нынешней высшей лиги мирового виноделия».