Успешно прошел первое чтение в Госдуме пакет законопроектов об ужесточении ответственности за террористическую и экстремистскую деятельность. В целом, предложенные инициативы правительством поддержаны. Комментирует председатель правления НП «Республиканское юридическое общество» Александр Хаминский:
«Бороться с экстремизмом, безусловно, необходимо, но некоторые из предлагаемых методов этой борьбы вызывают недоумение. Такое ощущение, что от непрерывного законопроектного «конвейера» и большой ответственности у тех, кто на нем работает, слегка «замылился» глаз. Мягко говоря.
Так, внесенные поправки, в частности, предусматривают запрет выезда из России для граждан, получивших официальное предупреждение о недопустимости действий террористической направленности. Вы поняли? Указанный проект нарушает сразу несколько фундаментальных прав человека, гарантированных ему Конституцией Российской Федерации: и право на свободу передвижения, и право на презумпцию невиновности.
Ограничение этих свобод законом или действиями правоприменителей возможно лишь в случаях, четко описанных в законе. Как правило, речь идет о последствиях доказанных виновных деяний граждан. Но отныне право «не быть преступником» иначе, чем по вступившему в законную силу решению суда, похоже, отменяется.
На каком основании эту функцию будет исполнять чиновник государственного органа, в компетенцию которого вменена возможность ограничивать права человека, исходя из собственной оценки поведения или того или иного высказывания гражданина России? Это первый момент, который сразу обращает на себя внимание.
Второе. В случае, если законопроект в таком формате все-таки будет принят, возникнет следующая правовая коллизия. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ не допускается избирательное применение норм закона к человеку в зависимости от пола, возраста, расы, материального положения и прочих признаков, в том числе, и от гражданства. Если законодатель устанавливает какие-либо ограничительные меры к гражданам России за действия совершенные, совершаемые или те, что, возможно, будут совершены в будущем, эти же ограничительные меры по тем же основаниям должны применяться и к иностранным гражданам, лицам без гражданства (апатридам) или с двойным (бипатридам), находящимся на территории РФ.
Допустим, двое парней – россиянин и гражданин США – разгуливают по Тверской, призывая прохожих поставить свою подпись под петицией о государственной независимости, скажем, того же Дагестана. Пока это еще не преступление против государственного строя, но разобраться в мотивах ребят необходимо. Хорошо, если это глупый флэшмоб. А если нет?
Не секрет, что в Дагестане постоянно проводятся контртеррористические операции, там же находятся подпольные базы запрещенной в РФ группировки ИГИЛ. Если наши герои добиваются «независимости Дагестана», чтобы всякого рода бандиты смогли выйти из подполья, это уже в какой-то мере деятельность, близкая к экстремистской. Поэтому, когда упомянутый гражданин РФ вдруг купит билет на самолет до Турции, бдительные правоохранители должны вовремя остановить его, чтобы этот «борец за свободу» не пробрался в Сирию, не нашел там местных террористов, организовав подготовку к реальной подрывной деятельности. Границу на замок для такого гражданина!
А что же наш американец? Его-то закон по-прежнему позволяет выпускать, в том числе, и в Сирию, транзитом через Турцию. Пусть его тренируется в многочисленных тамошних ваххабитских лагерях! Так, что ли? А потом, получив красный диплом по минерному делу, возвращается обратно в Россию?
Так что закон пока суров отнюдь не для всех. И, получается, несправедлив.
Кстати, законопроектом также предусматривается обязать провайдеров хранить максимально полную информацию не только об абонентах оператора связи и оказанных услугах, но и «фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей». Звучит прекрасно с точки зрения безопасности… Но у меня вопрос! А кто заплатит провайдерам за это?
Данная деятельность относится к мероприятиям, связанным с обеспечением государственной безопасности и противодействием терроризму, и относится к исключительной компетенции Российской Федерации все той же Конституцией. А значит, и расходы по организации хранения данных должны ложиться на государство! Причем оно же должно выступать и оператором их хранения. Либо передавать коммерческим организациям, имеющим соответствующую лицензию. По результатам проведенных по всем правилам тендеров. Не так ли?
Подозреваю, что этого никогда не произойдет, а все расходы, и немалые, опосредованно лягут на наши с вами плечи в виде повышения тарифов на связь и интернет… Воистину, спасение утопающих – дело рук самих утопающих»!