Ситуация с разницей в доходах самых богатых и самых бедных российских регионов достигла критического уровня. Например, в Иркутской, Псковской, Курганской областях за чертой бедности находится каждая пятая семья. В Калмыкии, Ингушетии и Туве каждый третий житель располагает доходами ниже прожиточного уровня.
Регионов с уровнем бедности в 20 процентов и выше (от общего количества трудоспособного населения) уже десятки. При этом на помощь из федерального центра им рассчитывать не приходится. Фактически регионы переведены в режим выживания, когда властные полномочия не подкреплены необходимыми финансовыми ресурсами. Сейчас можно констатировать, что доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла в неблагополучных регионах России до опасного уровня. Не так давно по инициативе губернатора Курганской области правительству был представлен проект о бюджетном выравнивании регионов. В нем говорилось о недопустимости того, что в Российской Федерации есть регионы с уровнем бюджетной обеспеченности, - 0,66, и о том, что нужно довести уровень бюджетной обеспеченности до 0,75 и в дальнейшем выравнивать все регионы до единицы.
Понятно, что эта мера будет непопулярной для регионов-доноров: 1% налога на прибыль (это будет в целом 139 млрд. рублей) будут аккумулироваться в федеральном бюджете, а затем распределяться через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Однако, идея была поддержана Минфином.
И вот на прошлой неделе Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал Минфин за предложение сократить бюджет республики и похоже, что ему опять пойдут навстречу. О том, не станет ли это поводом для других регионов с дефицитом бюджета так же просить дополнительного финансирования и насколько жизнеспособна идея всеобщего уравнивания в бюджетных правах говорит депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации, член Федерального политсовета движения «Солидарность». Экс- заместитель министра экономики России Иван Стариков:
«Наш народ может простить правительству все, кроме несправедливости. А терпеть, и долго терпеть, он может все. Имеет место чудовищная диспропорция, касается ли это распределения бюджетных средств, или касается ли это размеров ВРП на душу населения. Поэтому безусловно нужно идти по пути уменьшения диспропорций Москвы и других субъектов РФ. Здесь есть два пути – есть деньги, которые называются трансфертами из федерального бюджета, и необходимо их более справедливое распределение. Есть, безусловно, политическая составляющая, и иногда она кажется угрожающей, как в варианте с Чечней. Мы закончим год – и у нас 30 миллионов граждан России будет жить на сумму меньше 10 тысяч, меньше прожиточного минимума. Средняя российская семья 50% дохода будет тратить на еду – это показатель абсолютной бедности. То, что правительство пошло навстречу и согласилось увеличить бюджет Чечне – это на время заморозит ситуацию в отношениях с Чечней и гневом ее лидера, однако с «большой» Россией это не пройдет и к президентским выборам может привести к плохим решениям. Соответственно сегодня нужно увеличить размеры поступлений в региональные бюджеты – уменьшить поступления в пользу федерального центра, как бы это ни было тяжело Центру, и стимулировать регионы.
Возьмем, например, Новосибирскую область. Есть план развития Новосибирской агломерации, разработанный по инициативе губернатора Городецкого, это один из лучших проектов в области земельно-имущественного комплекса России. По нему все земельные платежи идут в местный бюджет. Вопрос земельной капитализации вокруг крупных городов, вопрос привлечения длинных активов, аккумулирования долгосрочных денег. В ближайшее время будет принята новая система оценки работы региональных руководителей. И одним из главных критериев будет привлечение инвестиций в регион. Но как можно привлечь инвестиции, например, в Новосибирск, когда в его «подбрюшье» действует группа земельных мошенников, которые украли огромные массивы государственной земли, находятся сейчас кто в СИЗО, кто в розыске, кто под подпиской, и при этом на уровне муниципальной власти остались люди, которые не дают вернуть ни государственную землю, ни землю, которая была украдена у законных собственников. При таком инвестиционном климате в отношении главного актива говорить о том, что удастся привлечь инвестиции очень затруднительно. Поэтому необходимо пойти по пути либерализации. Правительство к этому готово. Процедура перевода пригородных земель около крупных городских поселений и агломераций, сельхоз земель, ИЖС, промышленных земель – здесь необходима либерализовать и сделать принцип заявительным, потому что это главный источник коррупции на региональном уровне.
Теневой оборот земли вокруг крупных городов России в этом году составит 700 миллиардов рублей. 700 млрд – которых катастрофически не хватает регионам для трансфертов для пополнения бюджетов. Так вот задача федеральной власти сегодня – упростить процедуру, сделать ее заявительной и дать право купить застройку на открытом прозрачном аукционе. И тогда те деньги, которые оседают в карманах чиновников на региональном уровне окажутся в бюджете региона. И дальше у губернатора появляется возможность балансировать этими средствами внутри региона. Либо губернаторы займутся наведением порядка и вычистят мошенников во власти, либо они не выдержат соответствия требованиям президента по привлечению инвестиций в свои регионы в условиях нарастающего экономического кризиса».
Самые читаемые материалы 2016 года