В Новосибирске и во многих регионах России после Нового года выросли цены на бензин – и, судя по динамике, стоимость литра горючего будет расти и дальше. Повышение коснулось самых ходовых марок – АИ-92 и АИ-95, причем динамика отслеживается на всех заправках – от местных до крупных сетевых («Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКойл»).Виной очередному удорожанию – увеличение акцизов на бензин и дизтопливо, одобренное Госдумой в ноябре прошлого года. Кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель программы магистратуры ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов рассказал «ФедералПресс», как обстоят дела с ценами на топливо в других странах мира.
«Нет более обсуждаемой темы, чем цены на бензин. Давайте предпримем попытку выяснить, насколько текущая цена на бензин в России является сопоставимой с другими странами.
Различия в ценах на бензин в разных странах происходят из-за различных налогов и субсидий. Все страны исходят из приблизительно одной и той же цены нефти (зависит от сорта нефти) на международных рынках, но затем к цене нефти добавляется переработка и налоги. Именно из-за различных налогов мы видим разные цены по всему миру. Таким образом, все страны мира можно поделить на четыре группы по подходам к регулированию цен на бензин.
В первую входят страны, поддерживающие цены на бензин на очень низком уровне при помощи огромных дотаций нефтяным компаниям, нефтеперерабатывающим заводам и сетям АЗС. В эту группу входят страны с ценой до 40 центов США за литр бензина (всего 8 стран мира): Венесуэла, Саудовская Аравия, Туркменистан, Алжир, Египет, Кувейт, Эквадор и Иран.
Вторая категория состоит из стран, которые дотируют цены на бензин в гораздо меньшем объеме и имеющие цены от 40 до 60 центов (всего 10 стран): Бахрейн, Катар, Казахстан, Нигерия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Тринидад и Тобаго, Боливия, Бирма.
К третьей группе относят страны, облагающие продажу бензина умеренными налогами, и у которых продается бензин по стоимости от 60 центов до доллара (65 стран мира, среди которых как Иран, так и Канада). К этой группе принадлежит в том числе и Россия, и надо понимать, что когда обсуждается цена бензина и снижение налогов, то переводя на формальный язык, обсуждается перемещение России во вторую, а то и в первую группу из третьей.
В четвертую категорию входят государства, в которых продажа топлива облагается повышенными налогами, а результате чего горючее становится очень дорогим, и стоит выше доллара (большинство стран мира, все европейские в том числе – всего на текущий момент 87 штук).
Есть существенная разница между всеми этими группами стран. Как правило, богатые страны имеют более высокие цены на бензин, а бедные страны и некоторые страны, которые производят и экспортируют нефть, продают бензин по сравнительно более низким ценам.
Безусловно, можно долго дискутировать на тему того, почему в России уровень налогообложения нефтепродуктов таков, что формирует большую часть их стоимости. Этот уровень выше, чем скажем, в Бахрейне или Катаре, выше, чем в США. И, действительно, ставки акцизов на бензин пятого класса с 1 января 2017 года предполагалось снизить. Но в реальности решили их оставить на том же уровне, а на дизельное топливо даже немного поднять.
Согласитесь, тут уже появляется повод задуматься, расходится ли политика в области регулирования цен на бензин с интересами граждан в России и, если расходится, то насколько. Причина высоких налогов в целом понятна – в России необходимо латать бюджетные дыры, в связи с чем приходится идти на компромиссы, что нисколько не снимает остроту проблемы.
Если немного отвлечься от досужих рассуждений, взять и посчитать, то окажется, что средняя цена 95-го бензина по всему миру составляет 1,02 доллара США за литр, в то время как цена в розницу в России даже после всех повышений составляет около 0,65 доллара (около 39 рублей). Это, как мы понимаем, позитивный сигнал, но трактуют его все по-разному, и большинство говорит, что платежеспособный спрос у нас меньше, поэтому бензин должен стоить еще дешевле, и потом как «аргумент» приводят в пример США.
Действительно, традиционно приводимым и весьма заметным «примером» является США, которые являются экономически развитой страной, но имеют сравнительно низкие цены на энергоносители, в том числе бензин. Сегодня стоимость бензина в США несколько выше стоимости в России и составляет 0,68 долларов за литр. Однако необходимо отметить, что это «пример» не репрезентативен. Это – уникальное исключение, несмотря на то, что его очень любят приводить в пример большинство журналистов.
Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть.
Отвлекаясь от феномена США, вернемся в реальность, в Россию и прочие страны. Статистика говорит, что такую же стоимость за литр 95-го бензина платит на сегодняшний день житель Пакистана, Ирака и Монголии – то есть, стран, где уровень жизни ниже, и доходов у населения заведомо меньше.
Если взять наиболее актуальные официальные данные 2016 года Unctad и World Bank (на 26 января этого года) и посмотреть макроэкономические показатели стран, в которых бензин стоит столько же, сколько и в России, мы увидим, что у нас в стране топливо для населения гораздо доступнее.
В целях анализа, можно выбрать страны, которые имеют схожий с Россией ВВП на душу населения, посмотреть их доходы и сравнить их стоимость бензина с нашей.
Становится понятным, что данная таблица лишь подтверждает наши выводы по предыдущей: цена бензина с учетом всех налогов в России в розницу ниже, чем в близких по уровню ВВП странах. Более того, мы видим, что бензин в России доступнее, чем в Мексике, которая мало того, что имеет схожие параметры ВВП на душу населения с Россией, так еще и является крупной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей страной, имеющей собственный сорт нефти – Pemex.
В результате анализа мы логично приходим к выводу, что в гонке за самой низкой ценой бензина в настоящее время Россия лидирует среди стран с сопоставимыми макроэкономическими показателями. И в целом из данных таблиц можно сделать вывод, что формально Россия должна была бы по всем показателям входить в четвертую группу стран – стран с самыми высокими налогами на бензин.
Но, как и США, Россия проводит политику сравнительно доступных цен на топливо, несмотря на очевидно напряженную ситуацию с бюджетными доходами. Таким образом, цена бензина в России, хоть и растет, но все же остается относительно низкой по сравнению со странами мира, а сам бензин – остается относительно доступным».