Госдума внесла изменения в закон «О теплоснабжении» и готовится их рассмотреть на втором чтении. Вопрос регулирования теплоснабжения упирается в две нерешенные проблемы. Первая − это высокий (около 70%) износ основных фондов, что приводит к росту себестоимости производства теплой энергии. Вторая − явное нежелание инвесторов идти в этот сектор экономики. Как следствие, тарифы растут, из оборудования выжимают последнее, риски аварий неумолимо возрастают. Выход из тарифного и инвестиционного тупика предлагается найти, заменив госрегулирование всех тарифов на установление предельной цены теплокалории для конечного потребителя. Пока камнем преткновения на пути законопроекта являются положения, резко повышающие полномочия единой теплоснабжающей организации. По мнению представителей теплогенерации и сетей, это несет за собой ряд серьезных тарифных и финансовых рисков. Мы попросили прокомментировать данный законопроект директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илью Долматова:
«Внесенные поправки дадут долгосрочные понятные правила игры и простимулируют инвесторов для реализации проектов со средними и длительными сроками окупаемости. Преодолеть нынешнюю тупиковую ситуацию невозможно без приватизации активов и гарантий по уровню и динамике цены на тепловую энергию.
Комплексная оценка экономических последствий не проводилась, но можно предположить, что последствия для каждой отдельно взятой системы теплоснабжения могут быть очень разными: где-то сохранение тарифов на текущем уровне и остановка их индексации, а где-то и рост. Соответственно, «заморозка» тарифов приведет к экономии бюджетных средств и сдерживанию роста расходов граждан со снижением налоговых поступлений и ростом рисков ухудшения состояния систем теплоснабжения. В случае роста тарифов последствия прямо противоположные: ускоренные темпы роста расходов населения и увеличение потребности в бюджетных компенсациях гражданам, рост налоговых поступлений и улучшение состояние инфраструктуры.
Также нельзя забывать о мультипликативных эффектах, связанных с ростом инвестиций в теплоснабжение (создание новых рабочих мест, размещение заказов у строительных организаций и производителей оборудования). Могу сказать, что в крупных городах скорее ожидается рост тарифов, сглаженный за счет поэтапного увеличения цен. Как это выразится во всех перечисленных показателях (расходы граждан, бюджета, налоговые поступления и др.), можно будет говорить только после утверждения цены «альтернативной котельной» и графиков их доведения до целевого уровня».