Top.Mail.Ru
Общество
Волгоградская область
3

«Крестьянин по своей природе должен быть хозяином, а не батраком»

Известный в Волгоградской области фермер, общественный деятель и политик Андрей Прошаков высказал свое мнение о том, что может послужить не просто росту агропроизводства, а в целом развитию сельских территорий. По его мнению, барьер на пути к превращению села в территорию успеха – латифундисты, имеющие большое влияние на власть. «ФедералПресс» он рассказал, что не так в нашей деревне и что с этим можно сделать, если изменить государственную политику, опираясь на мировой опыт:

«Сейчас с гордостью заявляют о небывалом урожае. Он действительно большой. Так повезло, что климатические условия для зерновых очень подходящие. На самом деле 5 млн тонн (столько зерна намолочено в Волгоградской области в этом году, – прим. «ФедералПресс») это не рекорд, да и возможности гораздо больше. Очень много земли просто не обрабатывается, не используется. Так что могли бы и 8, и 9 даже. Только смысла для нашего села это не несет. Для того, чтобы хватило на хлеб собственному населению и на корм скоту нужно 900 тыс. тонн, ну пусть миллион. Остальные 4 млн – это расходы для государства, которые не несут пользы селу. Объясняю: на эти 4 млн тонн мы отдали из бюджетов субсидии, погектарную поддержку. Отдали частнику, причем вполне определенному, а не тому, который в поддержке действительно нуждается. Государство же в праве рассчитывать, что на эти субсидии и субвенции получит прибавочный продукт в области – макароны там произведут, пряники, комбикорма даже.

Но это не происходит, это не выгодно агроолигархам. Латифундисты продают «излишек» за границу – в Иран или еще куда, я не знаю – и еще и через посредников возмещение НДС получают. А некоторые вовсе на подпольные спиртзаводы сдают. У нас же чем лучше урожай, тем хуже дороги – КАМАЗы с зерном в сторону Ростова колею набили. Когда ругают Советский Союз, то здорово передергивают – тогда покупали фуражное зерно, потому что скота было намного больше, его нужно было кормить. А продовольственное зерно не покупали, но и не продавали, продавали муку. Сейчас, стыдно сказать, Украина продает муку, а мы до этого не додумаемся почему-то. Причина в интересах крупных собственников и посредников. Да, собрали мы не 2-3, а 5 млн и дальше? Что крестьянину от этого? Стало лучше здравоохранение на селе? Не стало. Больницы новые поставили? Нет. Рождаемость не увеличилась, разве что среди мигрантов. На пластиковые окна новые и то нам федерация дала денег. И спортзал отремонтировали, да. Но это тоже федеральные деньги.

Последние годы наши власти вообще полюбили отчитываться об успехах в сельском хозяйстве, некоторые успехи-то действительно есть, но пользу они приносят крайне узкому кругу лиц. А вот тех, кто действительно отстаивал бы в исполнительной и законодательной власти интересы сельских территорий, нет. Конечно, мы не останемся голодными. Пришли западные технологии и крупные холдинги, которые производят дешевую свинину. По моим прикидкам, вот это «технологическое» мясо – себестоимость его примерно 40 рублей за килограмм. В личном подсобном хозяйстве где-то 160. Вот и смотрите – как они могут конкурировать на рынке? И перед глазами пример Европы, где производители не просто оправились от того, что перестали нам поставлять, но из-за этого смогли на 05,–1,5 % снизить цены на внутреннем рынке. И это на фоне того, что у них цены на масло, скажем, уже ниже, чем у нас, а закупочная цена молока у крестьян выше в 2,5-3 раза. У нас же она не меняется 10, если не 15 лет. Как было в диапазоне он 12 до 18 рублей, так и есть. На этом фоне у нас крупного рогатого скота за три года стало меньше на 100 тыс. голов (на начало 2014 года – 341 тыс. голов, на 1 сентября 2017 – 241 тыс. Для сравнения – в советское время поголовье достигало 2 млн голов, – прим. «ФедералПресс»), зато производство сыра растет. Одновременно растет и статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Такого в Европе нет и известно почему – пример та же Польша, в которой, я считаю, организация сельского хозяйства сейчас вообще к эталону близка. Опора идет на мелких фермеров, конгломераты людей из нескольких сел – они все пайщики. Такая же модель главенствует и в Германии, и даже в США.

Но это не сами крестьяне ездят и договариваются, этим занимается государство. И у нас Владимир Путин дал задание ввести в рынок мелкого сельхозпроизводителя, создать кооперацию. Кооперация, кстати, была в советское время. А сейчас что? Рынок в понимании чиновников – это базар. Отвели в городе три места льготных для фермерской торговли, все, «ввели в рынок». Все регионы отчитались, что потребкооперация создана. У Путина на столе бумага, что создана, но это неправда. У нас в регионе, насколько я знаю, за три года создали один кооператив – по молоку в Киквидзенском районе. В области 430 сельских поселений, по одному кооперативу за три года – так за 1200 лет выполним поручение Путина.

Все дело в том, что группа людей, которым была поручена продовольственная безопасность страны и развитие села, повернули все эти процессы, включая санкции, в свою личную корысть. Эти люди известны – они во власти или те, кто во власти защищает их интересы. При этом цены растут, а качество снижается. 

Проводя акцию «Каравай мира» я много поездил по стране и наглядно вижу, подтверждение этому. Краснодарский край, станицы Ильиская и Дмитриевская – между ними несколько километров. В Дмитриевской три фермера, один из них очень крупный. Конечно, по нашим волгоградским меркам, станица опрятная, добротная, но не более. В Ильинской все по-другому. Там хлеб на 3 рубля дешевле, дорога идеальная, строевой лес даже из Сибири привозят на 1,5 тыс. дешевле, чем у соседей. В станице 350 КАМАЗов. Все вылизано, ухожено, покрашено, все везде доделано – просто так, как должно быть. Там 264 фермера. Почти все семьи фермеры. И молодежь там остается, возвращается после учебы. Такого нет там, где один хозяин. Не надо далеко ездить. В нашей области в Михайловском районе есть поселение, не буду называть, там один хозяин. У него все хорошо, но в селе убого. Недалеко Безымянское поселение, где пять или шесть фермеров. Они и больницу не дали закрыть и сами отремонтировали ее, вокруг школы забор восстановили, отопление в ней поменяли. Еще и два ФАПа работает, и весной туда вернулись местные ребята работать.

Крестьянин должен быть собственник. Хозяин. Хоть 100, хоть 50 га, но свои. В роли батрака крестьяне быть не хотят, они уезжают. Мы так и сельхозобразование похерим. Никто не хочет там учиться – кроме как лечить кошечек-собачек. Да, востребованный факультет, где электриков учат. И все. Ну а всякие профессии вроде дизайнеров, уверен, не от хорошей жизни там придумали. Но селекции у нас уже нет. Скоро совсем не будет. Семенной фонд весь – это советский задел.

Нонсенс в том, что у нас нет закона о земле, как во всем мире. В той же Германии, если у тебя больше определенного размера участок и больше трех или четырех наемных работников, ты уже не фермер. У тебя не будет никакой господдержки, да и налоговый режим другой. Ты уже крупный – молодец, но отойди от государства, сам давай.

Мы, «Федеральный сельсовет» Василия Мельниченко, проект такого закона пытались Минсельхозу предложить, но он там и сгинул. Сейчас есть надежда на программу Кудрина, он заинтересовался, взял наши идеи, это все будет обсуждаться. На самом деле все давно придумано, надо взять, немного адаптировать и честно делать. И заживем. Вся Россия, а не эти 2-3 тыс. человек, которые сейчас жируют в нашей стране на сельском хозяйстве».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.