Конфликт из-за нависшего над подмосковным Волоколамском сероводородного облака, которое порождает соседний полигон ТБО «Ядрово» поначалу казался явлением местного порядка. И никто не ожидал, что скандальная история захватит всю страну. Наверное, это справедливая реакция. Дело в том, что в России таких мусорных полигонов как «Ядрово» пруд пруди. И каждый из них грозит проснуться очередным «Везувием». О том, как «устроены» мусорные полигоны, насколько они опасны и почему с ними в России не борются рассказывает заместитель директора ВНИИ «Экология», профессор ЮНЕСКО Александр Соловьянов.
«Казалось бы, история со свалкой «Ядрово» под Волоколамском явление рядовое. Но проблема, увы, в том, что в России не предусмотрена система сбора свалочного газа – у нас никто не обязан обеспечивать соответствующие технологии. Это может быть решетка из труб, бурение скважин. Один раз пытались это сделать в качестве эксперимента несколько лет назад в Подмосковье. Так и не сделали.
Что касается общей проблемы свалочного тела. Оно состоит из различных видов отходов. Если мы говорим о твердых коммунальных отходах, то это отходы домашнего хозяйства (бумага, пластик, железо, консервные банки). Но самое главное, что туда поступают неотсортированные пищевые отходы. И вот эта «пищевка» и является основным источником дурно-пахнущих веществ.
«Пищевка» – это белки, которые построены из аминокислот. И в их составе есть азот (хотя не во всех) и сера. После того как эта масса попадает под пресс, там всегда развиваются бактерии, которые и едят эти пищевые отходы. При расщеплении белков всегда выделяются низкомолекулярные вещества. То, чем пахло в Волоколамске, – это, как правило, низкомолекулярные вещества (сероводород, меркаптаны). Именно они и придают дурной запах свалочному газу.
Все полигоны или свалки (если они нелегитимны) через некоторые время начинают газить. Речь идет буквально о месяцах. Но вот газит все это потом десятки лет! Потому что пока бактерии не съедят всю органику, выделения так и будут испускаться.
Особенность свалок в том, что внутри них почти нет кислорода. И анаэробные бактерии не окисляют эти вещества, а выделяют нечто в виде серосодержащих веществ. Если бы был кислород, бактерии могли бы окислять мусор до оксида или триоксида серы. Но кислорода там, повторюсь, практически нет.
В свалках также образуется и метан, которого может быть до 80 процентов в составе свалочного газа. Вывод один: особенно быстро образование свалочного газа происходит тогда, когда туда выбрасываются неотсортированные пищевые отходы (быстроразлагаемая масса).
Надо понимать, что мусорные полигоны – это крупный источник доходов. Они в значительной степени принадлежат мафиям (так их называют на Западе). Поэтому атака на этот полигон «Ядрово» могла быть связана с переделом собственности. Кто-то мог раздуть эту историю, так как хочет эту помойку прибрать к рукам. Ведь расходы на эксплуатацию относительно небольшие. Главное это – доставка. Обычно цены скрываются. Но могу сказать, что лет 5-7 назад за тонну привезенного мусора брали от 50 до 70 евро».
Фото:pixabay.com.
Мусорная реформа