В нефтяной отрасли «налоговое маневрирование» по созвучию и по смыслу напоминает известную скороговорку: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали», – говорит Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade
«Идея хороша с точки зрения наполнения бюджета. Она идет в одном ряду с другими объявленными свежими «маневрами» - повышением пенсионного возраста и увеличением НДС с 18% до 20%.
Логика изменений в нефтянке такова. Постепенно, к 2024 г. снизить экспортную пошлину до нуля, а взамен поднять налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. Таким образом, убиваются два зайца. С одной стороны, стимулируется экспорт нефти, который при высоких мировых ценах дает дополнительные доходы и экспортерам, и государству. Бюджет получает эти доходы вместо пошлин. С другой стороны, увеличиваются его поступления за счет того, что все участники процесса платят больше НДПИ – напрямую при добыче или косвенно, в стоимости дальнейшей переработки и продажи нефтепродуктов. Доходы бюджета дополнительно составят 1,6 трлн руб.
Но ведь есть и третья сторона. Увеличение НДПИ, повышая расходы производителей, неизбежно взметает оптовые цены и соответственно, ценники на АЗС. Тогда как обнуление пошлин благотворно отражается лишь на экспортерах. Становится все выгоднее продавать углеводороды за рубеж, в ущерб внутренним продажам и потребителям. Собственно, это уже приводит к остроте бензиновой проблемы, резкому подорожанию топлива в последнее время, протестам автомобилистов и бизнеса.
Правительство, конечно, пытается учесть это. Предлагается для решения вопроса снизить государственный акциз, то есть часть цены переработчиков на НПЗ и продавцов на АЗС. Сейчас акциз, фактически такой же налог, составляет порядка 20% от розничной цены и «по-братски» делится между АЗС и покупателями. «Маневр» предполагает, что будет введен отрицательный акциз, то есть вычет из него на бензин для заводов, которые направляют на выпуск бензина не менее 10% перерабатываемой ими нефти.
Но во-первых, многие НПЗ не производят бензин, а НДПИ будет фактически входить в их затраты, снижая рентабельность. Маневр может привести к закрытию таких НПЗ с общим объемом нефтепереработки до 30 млн т. Но даже если этого не произойдет, цены на топочный мазут, битум и пр. – поднимутся до полутора раз.
Во-вторых, ценники на бензин и дизтопливо повысятся даже несмотря на манипуляции с акцизами. По расчетам специалистов, рост составит 0,8%, или около 0,3 рубля на литр за год.
С этих позиций преимущество – у крупных компаний, которые и добывают нефть, и экспортируют, и перерабатывают, и продают топливо в розницу. Они не только компенсируют увеличение затрат в связи с ростом НДПИ обнулением экспортной пошлины, но и способны «терпеть» уменьшение рентабельности в переработке и продажах.
А вот АЗС независимые, не получающие выгоду от экспорта, столкнутся (и уже сталкиваются!) просто с банальным удорожанием закупок. И вынуждены либо повышать розничные цены, либо работать в убыток. И то, и друге бесконечно делать нельзя. Соответственно, есть и опасность разорения таких АЗС и их ухода с рынка. А это еще больше монополизирует его, что опять-таки станет приводить к удорожанию топлива.
Таким образом , маневр получается какой-то однобокий, идет в одну сторону.
Коротко описать ситуацию можно таким стихом:
Бюджета маневры – плохие манеры».