Госдума готовится к первому чтению законопроекта об изменении пенсионной системы. Так называемое «нулевое» чтение прошло в Общественной палате России. В жарких дебатах о плюсах и минусах повышения пенсионного возраста в России члены ОП РФ и эксперты все же нашли компромисс. Какой – рассказал секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев:
«Наша задача – наладить конструктивное взаимодействие между обществом и властью, каким бы сложным ни был предмет разговора. Законопроект о пенсионной реформе – сложнейший вопрос, начиная с 90-х годов. Нужно к этому относиться с пониманием. Конечно, мало кому понравится, если пенсионный возраст будет поднят, это естественно.
Мы знаем вопросы общественного мнения. В общем, они показывают, что население не слишком разделяет требование повышения возраста. Пенсионная реформа – не бухгалтерская операция, не просто прибавка пяти или восьми лет к нынешнему пенсионному возрасту. Это социальная и политическая задача. И мы, Общественная палата, пытаемся помочь решить ее.
Кроме того, что обсуждение прошло в Москве, почти во всех регионах состоялись такие же заседания. Многие общественные палаты прислали свои заключения и предложения. Кое-где мы сталкивались с давлением местных властей, которые немножко пугаются и боятся обсуждать пенсионную реформу. Но надо сказать, что давление не слишком сильное и легко преодолимое. Я очень горжусь, что региональные общественные палаты выступают принципиально и обсуждают то, что считают нужным обсуждать. Это очень важно. Это, может быть, даже важнее, чем все остальные аспекты. Нужно не бояться высказывать свое мнение и настаивать на нем, если оно плодотворно и конструктивно.
Мы условно выработали 27 вопросов правительству. Но это далеко не полный список вопросов, которые возникают в ходе обсуждения реформы. По мере того как мы – и активисты, и эксперты – погружаемся в эту тему, возникает вопросов все больше. Тема затрагивает очень много сопряженных проблем.
Скажем, труд: одни говорят, что у нас дефицит трудовых ресурсов, другие говорят, что у нас избыток трудовых ресурсов, что будет расти производительность труда и везде будут роботы и цифровизация, в результате рабочих мест будет все меньше. У нас вопрос: есть у правительства прогноз, сколько будет рабочих мест, будет ли дефицит труда, смогут ли найти работу люди пожилого возраста?
Другая тема – региональная. Ситуация везде разная: где-то дефицит, где-то избыток рабочей силы. Есть этот анализ? Он тоже нужен нам для понимания.
Миграционная политика. Одна из стратегических задач, которые поставил президент, – развитие Дальнего Востока. А что там будет? Что там с рабочими местами? Как связать повышение пенсионного возраста с миграционным потоком на Дальний Восток? Это тоже связанные задачи, их тоже можно рассматривать вместе.
Демография. Как связать демографическую политику с пенсиями? Коллеги говорят: «Наверное, надо привязывать число детей к пенсионному возрасту: чем больше детей в семье, тем больше мать и отец должны рассчитывать на более низкий пенсионный возраст». Это тоже тема.
Образование. Говорят, надо переучивать людей старшего возраста, если будет другой спектр профессий. Как изменить, построить систему образования, создать дополнительное образование, которое работало бы с людьми старшего возраста?
Трудовая дискриминация. Все знают, что трудно устроиться на работу людям пожилого возраста. Работодатели – и частные, и государственные – не очень-то любят пожилых людей. Как здесь работать с трудовой дискриминацией? Если правительство поборет трудовую дискриминацию и пожилые люди будут оставаться на своих рабочих местах, что будет с молодежью? Не возникнет ли риск безработицы среди молодого поколения?
Эта реформа подняла огромный пласт вопросов из самых разных областей жизни. Мы видим свою задачу – помочь ответить на эти вопросы. Мы должны создать конструктивную коммуникацию между властью и обществом.
Важнейшая для нас тема – это указ президента от 7 мая. Указ, который определяет стратегию и на шесть лет вперед, и даже дальше. Мы рассматриваем пенсионную реформу в контексте указа президента. Пенсионная реформа, как и другие действия исполнительной власти, в первую очередь должна способствовать достижению тех целей, которые есть в майском указе. Вот главная задача. Если нам удастся так скорректировать предлагаемый законопроект, что цели будут достигаться, то мы, несомненно, будем его поддерживать.
От себя скажу по поводу реформы, поддерживаю я ее или нет. Повышение пенсионного возраста неизбежно. Я говорил об этом на пленарном заседании Общественной палаты еще в апреле, когда не было никакого законопроекта, но уже разговоры шли. Здесь есть один решающий, главный фактор: на 80 миллионов работающих приходится примерно 40 миллионов пенсионеров. Учитывая то, что из 80 миллионов трудоспособного населения платят в полной мере налоги только 50 миллионов, фактически 50 миллионов работающих людей содержат 40 миллионов пенсионеров. Это очень плохое соотношение, такого нет нигде, и деваться здесь некуда. Все равно придется так или иначе поднимать пенсионный возраст.
Я говорю непопулярные слова: те факторы, которые сопутствуют этому подъему, должны быть учтены. Надо к людям относиться с уважением. Те проблемы, вопросы, которые они задают, их не надо отвергать, на эти вопросы надо отвечать. Это задача, которую мы перед собой ставим. И мы будем принуждать исполнительную власть, если она будет недостаточно эффективно и дружелюбно отвечать на эти вопросы».
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости