Министерство финансов США в третий раз перенесло крайний срок продажи инвесторами ценных бумага Русала. В том, что стоит за таким решением, «ФедералПресс» рассказал промышленный эксперт Леонид Хазанов:
«Возможно, до чиновников и Министерства финансов США и администрации президента Дональда Трампа постепенно доходит осознание того, что с санкциями против «Русала» они попросту заигрались. Однако, им еще до их введения не мешало бы проанализировать динамика производства и потребления алюминия в стране.
В 1997 г. в США было выпущено 3,6 млн. тонн первичного и 1,7 млн. тонн вторичного алюминия, импорт равнялся 3,1 млн. тонн, видимое потребление – 6,9 млн. тонн (с учетом экспорта). Спустя 10 лет в США было произведено 740 тыс. тонн первичного и 3,7 млн. тонн вторичного алюминия, ввезено 6,3 млн. тонн алюминия и его полуфабрикатов. Видимое потребление составило почти 6 млн. тонн.
Из сопоставления данных за 1997 и 2017 гг. видно сокращение выпуска первичного алюминия почти в 5 раз. Падал же выпуск крылатого металла в США из-за высоких тарифов на электроэнергию, ввоз же был не причем. Как следствие, американская промышленность «подсела» на импортный алюминий.
Дональд Трамп решил поддержать национальную алюминиевую индустрия, создав благоприятные условия для ее подъема с помощью установленной в марте 10%-ной пошлины на ввоз алюминия из всех стран мира и объявленных в апреле санкций против Русала. И вроде бы дело пошло на лад: по имеющимся данным, компания Century Aluminium вознамерилась перезапустить простаивающие электролизеры на заводе Hawesville, способного производить 244 тыс. тонн алюминия в год (сегодня он загружен лишь на 40%), Magnitude 7 Metals захотела провести рестарт простаивающего предприятия Marston мощностью 263 тыс. тонн алюминия в год.
Маленькое «но»: электроэнергия для алюминиевых заводов в США по-прежнему дорогая, и Дональд Трамп не может повлиять на ее стоимость. Возобновить работу электролизной линии легко не получится, требуется время, надо нанимать персонал и закупать глинозем, денег же на все про все понадобится немало.
Установление же барьеров на поставки алюминия в США привело лишь к его подорожанию, ударившему по американским потребителям. Совсем недавно, Coca-Cola объявила о повышении цен на свои напитки, разливаемые в алюминиевые банки.
И выигрывает пока же Китай, недаром, за первую половину текущего года экспорт алюминия из него подскочил на 13% до 2,71 млн. тонн, причем в июне он достиг рекордных 510 тыс. тонн (абсолютный максимум с декабря 2014 г.). То есть, как сидели США на алюминиевой игле, так и сидят.
С КНР США ведут торговую войну, успешно в ней проигрывая. Например, раньше Китай ввозил немало сои из-за США, теперь его правительство включило ее в список импортных продуктов, обложенных пошлинами, и заодно стал сокращать закупки в США, диверсифицировав их в сторону Бразилии и Аргентины.
Россия же принялась распродавать казначейские облигации и данный факт тоже не добавил оптимизма администрации президента Дональда Трампа. В ней прекрасно понимают, что тягаться с КНР трудновато и единственным достойным союзником может быть только наша страна.
Вот и приходится властям США пересматривать ранее принятые решения. Cкажем, в июле Министерство торговли США разрешило «Русалу» беспошлинно ввезти 3 тыс. тонн алюминиевого сплава.
Конечно, до отмены санкций еще далеко. Американцы не раз будут торговаться, требуя от «Русалуа» уступок. И как раз вчера группа сенаторов внесла в Конгресс США законопроект о новых санкциях против России, назвав их сокрушительными: паранойя в стране «великих демократических ценностей» не проходит. Я уже не удивлюсь, если завтра под американские репрессии подпадет соседний с моим домом продовольственный магазин. Хотя США намного выгоднее с экономической и политической точек зрения было бы закончить вводить санкции и наладить нормальные отношения с Россией и ее бизнес-кругами.
Видимо, придется еще подождать прояснения разума у американской политической элиты. Ничего, терпение и труд все перетрут – именно так гласит мудрая русская пословица»