Служителям, как впрочем, и прихожанам Русской православной церкви запретили причащаться и участвовать в богослужениях в храмах, находящихся в ведении Константинопольского патриархата. Экспертным мнением о том, насколько пострадают православные верующие от наложенных ограничений и чем кончится этот конфликт с «ФедералПресс» поделился советский и российский историк, востоковед, религиовед и политолог Андрей Зубов:
«Конечно этот конфликт Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом скажется на жизни верующих. Очень многие православные люди в России любят ездить на Афон, молиться там, причащаться, жить по неделе, по две, – я говорю о мужчинах естественно, так как женщин туда не пускают. Это относится и к многим монахам, священникам. Теперь это невозможно, поскольку гора Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриархата.
То же самое можно сказать обо всех храмах и святынях мира, которые находятся в ведении Константинопольского патриархата. Это конечно все храмы и монастыри Крита, Родоса, Самоса и некоторых других греческих островов, – они теперь недоступны для христианского общения. Так же как, кстати говоря, и русские храмы, так называемый, западноевропейский экзархат русских приходов. Его главный храм – это Александро-Невский собор на улице Дарю в Париже, – туда теперь тоже уже нельзя.
Если в свете происходящих запретов говорить о популяризации русских православных святынь – конечно будет, и это имеет место быть. Но ведь есть же некая специфика: тот же Афон, – от него пошло все русское монашество. Отсечение от святыни – это всегда очень болезненная вещь, тем более, что люди привыкли к ней и очень ее ценят. Поэтому популяризация популяризацией, но мы же понимаем, что можно построить пирамиды Хеопса под Москвой, но все равно люди захотят поехать в Египет.
Прекращение отношений Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом – это прецедентный конфликт. Такие случаи уже бывали между Москвой и Константинополем, и, кстати абсолютно недавно: в 1996 году был такой же разрыв в связи с переходом Эстонии. Тогда все благополучно решили, и к 2004 году эта история закончилась. Будем надеяться, что и этот конфликт разрешится».
Фото: kremlin.ru