Президент России Владимир Путин освободил несколько категорий жителей от НДФЛ. Речь идет о пострадавших в результате стихийных бедствий, терактов и других ЧС. Платить налоги не будут и семьи пострадавших. Еще одна группа, которая освобождается от НДФЛ, – люди, сдававшие свое жилье пострадавшим при терактах и чрезвычайных ситуациях, если оплата производилась в пределах сумм, полученных ими для аренды из госбюджета. О том, правильная ли это мера, как пострадает государственный бюджет, поможет ли это людям, не появится ли новый вид мошенничества и как будут отслеживать собственников квартир, своим мнением с «ФедералПресс» поделился доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов:
«Здесь есть определенные риски, но, с другой стороны, это можно рассматривать в числе дополнительных мер поддержки. В отличие от большинства западных стран, где подобного рода убытки возмещаются страховыми компаниями, у нас вся ответственность ложится на плечи государства: страхование в регионах – малораспространенная практика и низкие доходы.
Насколько эта мера будет существенна, сказал бы так: все зависит от того, на какой период эти льготы будут предоставлены в виде освобождения от НДФЛ. Насколько я понимаю, речь идет и об освобождении и доходов в том числе в виде выплат на оплату труда и так далее. Выплаты с освобождением от НДФЛ доходов, конечно, проще. На основании тех данных, которые есть на местах, можно определить список лиц, которые понесли соответствующую утрату и кому был нанесен ущерб. Другой вопрос – на какой срок? Я так понимаю, что речь идет о компенсации, потому что, учитывая низкий уровень доходов в регионах, процесс возмещения может быть продлен на несколько лет. Если эта льгота будет предоставлена в течение 2019 года, то она не возместит ущерба тем лицам, которые понесли убытки. Если эта программа будет реализована только в 2019 году, это компенсирует, но не возместит все убытки.
С другой стороны, если мы говорим об аренде жилья, то тут и расходы государства по администрированию вот таких выплат вырастут. И это приведет к тому, что регионы понесут убытки в связи с увеличением расходов и появлением фактов возможного мошенничества на этой почве.
Что касается потерь, то в первую очередь надо говорить о региональных потерях, потому что НДФЛ с января 2016 года полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ, а дальше налог перераспределяется между муниципалитетом и региональным бюджетом. Но, с другой стороны, возможна компенсация субъекта Федерации из федерального бюджета. Но в целом все будет зависеть от того, насколько исполнен бюджет региона в 2018 году, а как мы знаем, порядка в 70 регионах он был выполнен с профицитом. Такого показателя по совокупному региональному профициту мы не видели с 2007 года. С одной стороны, возможности у регионов есть, с другой – это дополнительное обременение для регионов. Все-таки это хоть какая-то, но поддержка граждан, которые получат компенсацию в виде освобождения доходов от НДФЛ. Было бы правильно распространить эту практику до полного возмещения ущерба на несколько лет, что весьма сомнительно».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин