В России может появиться единый платежный документ со всеми услугами ЖКХ. Новая квитанция получит название единого платежного документа. В нее планируется включить плату за все коммунальные услуги и ресурсы: воду, электроэнергию, газ, отопление, за управление, содержание и текущий ремонт дома, а также взнос за капремонт и вывоз мусора. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Однако не все эксперты согласны с тем, что единая платежка будет удобна и повысит собираемость платежей. О рисках и проблемах новой системы «ФедералПресс» поговорил с членом Общественной палаты Кировской области, главой АНО «ЖКХ Эксперт» Андреем Воробьевым:
«Законопроект, который сейчас обсуждают депутаты, не новый. Он предлагает дать право управляющим компаниям использовать для начисления платы за коммуналку, для печати платежек расчетно-кассовые центры (РКЦ). То есть если управляющая компания не хочет заниматься работой с документами, она может нанять посредника в лице расчетно-кассового центра.
Но, во-первых, в проекте речь идет о праве, а не обязанности управляющих компаний и ТСЖ. Во-вторых, этот законопроект не приняли даже в первом чтении, и, на мой взгляд, ко второму в него будут внесены глобальные поправки, которые связаны с монополизацией РКЦ. В частности, в первоначальной редакции аналогичного законопроекта предлагалось создавать в регионах единые расчетно-кассовые центры и обязывать всех заключать с ними договоры. Этот РКЦ по монопольным расценкам печатал и выставлял бы платежки, а сотрудничество с ним было бы не правом, а обязанностью. Об этом говорилось в первоначальной редакции аналогичного проекта – думаю, депутаты в итоге вернутся к этому и примут что-то похожее.
Единая платежка станет для жителей благом лишь в том случае, если у них появится доверие к управляющим компаниям, а коммунальные службы обеспечат прозрачность начислений. Если же все останется так, как есть сейчас, то единая платежка не сможет повысить собираемость платежей. Более того, может стать только хуже. Например, если у жильца возникнут вопросы к начисленным цифрам по воде, которые указаны в единой платежке, то он может вообще отказаться от оплаты коммуналки в целом. В этой ситуации важно, чтобы у жителей была возможность выбирать, за что им платить, а за что нет. Такая возможность есть и сейчас, но те, кто платит за ЖКХ не через интернет, а в сберкассах, не всегда могут объяснить оператору, какую именно услугу хотят оплатить, и не все операторы знают, как с этим работать.
Я не исключаю, что какая-то часть жильцов вообще не захочет оплачивать единые квитанции. Скажут, например, что цифры очень большие и они будут ждать решения суда. Поэтому после введения единой платежки собираемость может не только не повыситься, но даже понизиться. В законе много моментов, которые нужно очень тонко настраивать, чтобы не было двойного толкования, субъективного применения. Тогда, когда жители начнут доверять управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям, когда будет обеспечена прозрачность в сфере тарифов и расчетов, единая платежка, безусловно, будет удобна и востребована. В той же ситуации, когда у жителей постоянно возникают вопросы по начислению за отопление, когда есть трехчасовые очереди в офисах «Энергосбыта», единая платежка не даст нужного эффекта».
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин