За пять дней до Нового года Иркутск всерьез рискует остаться без бюджета на 2020 год. Проект главного финансового документа, предложенного мэрией, депутаты городской думы отклонили и проголосовали за свой вариант, который, по мнению прокуратуры, составлен с множеством нарушений. Надзорное ведомство пообещало обратиться в суд. При этом компромисса не смогли достичь не только исполнительная и представительная ветвь власти: полного единодушия нет и среди депутатов. В чем юридические ошибки обеих сторон и к чему это может привести – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился председатель исполкома ИРО «Ассоциация юристов России», заместитель директора Иркутского института Всероссийского государственного университета юстиции Владислав Шиндяев.
«Ситуацию, которая создалась сегодня после очередного заседания думы, можно назвать правовым и бюджетным патом. С точки зрения права сейчас есть один проект бюджета, который составлен с соблюдением всех необходимых требований законодательства. Это проект, представленный администрацией. Также есть поправки от депутатов. Прокурор города по этому поводу достаточно четко выразил свою позицию, отметив в проекте бюджета, предложенном депутатами, ряд нарушений. О чем он и вынес протест в адрес думы.
Что делает дума? Редакцию администрации, вынесенную на голосование 26 декабря, она отклоняет. Взамен тайным голосованием депутаты вновь принимают свою редакцию бюджета от 13 декабря, которая, как мы помним, по мнению прокуратуры, составлена с нарушениями. И уже после этого рассматривают на заседании протест прокурора. Это элементарное нарушение порядка действий и логики. Если уж и делать это, то в обратной последовательности. Сначала послушать возражения прокурора, а потом уже принимать решение.
Хотя если бы не протест прокурора, то такое действие можно было бы считать обоснованным. Такая процедура в законе предусмотрена. В этом случае, если две трети депутатов высказываются за, то таким образом преодолевается вето мэра, и градоначальник в течение семи дней должен подписать и опубликовать проект бюджета с поправками депутатов. Если он этого не делает, то его можно привлечь к ответственности за бездействие. Но у нас есть протест. Именно к редакции принятых решений у прокуратуры есть масса вопросов. Так что неизбежно, что прокуратура будет обращаться в суд.
Тот вариант, за который депутаты проголосовали, мэром подписан, скорее всего, не будет. Основания будут использованы именно те же, что и в 2007 году, когда губернатор не подписал бюджет. Тогда эти основания были отработаны институтом Сперанского. И сегодня руководитель аппарата администрации уже их озвучила и даже сделала на этом акцент. Хотя у мэра есть также возможность подписать документ в силу требований закона и потом уже обжаловать его в суде. И если суд признает, что бюджет не соответствует законодательству, то ответственность на главу города возложена не будет.
То есть своим нежеланием идти на компромисс депутаты сами себя завели в правовой тупик, из которого выход только через суд. В этой позиции для внешних структур мэр всего лишь не подписывает бюджет, на который прокуратура вынесла протест. Врио главы Иркутской области Игорь Кобзев, скорее всего, в этой ситуации согласится с мэром, а не с депутатами. Потому что, если есть протест прокуратуры, бюджет подписывать нельзя. Сначала надо устранить нарушения. И для врио губернатора мэр будет прав. А все это сценарий подготовки к событиям, которые будут в марте. А в марте, я напоминаю, предстоит назначение сити-менеджера.
И с внешней стороны депутаты, создав эту ситуацию и проявляя неготовность идти на компромисс, ведут себя деструктивно. Складывается впечатление, что в думе Иркутска специально разыгрывается внутренний кризис, который на руку не только администрации, но и отдельным группам депутатов, которые используют это в марте».
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов